Ветеран газеты – об ее истории и влиянии на жизнь города и горожан
Далекий 1946 год. Многие сегодняшние читатели «Царскосельской газеты» еще не родились. Даже не появились на свет их родители. А я, молодой человек, прошедший войну и вернувшийся в родной город Пушкин с отметинами двух ранений, задумался: куда податься? Семьи не было. Родители погибли в блокадном Ленинграде, перебравшись туда незадолго до оккупации Пушкина. Младший брат, ушедший на фронт добровольцем, погиб под Воронежем. Жилья, разумеется, тоже не было. Попробовал вернуть две наши довоенные комнаты в коммуналке. Отказали под каким-то надуманным предлогом. Единственное, что у меня оставалось, это молодость и любимая профессия журналиста, которую, правда, не удалось реализовать в военные годы: был офицером, командиром минометного взвода.
В Пушкине, сойдя с поезда, сразу увидел раны войны. Они кровоточили и на руинах разрушенного вокзала, и на фасадах жилых домов, мимо которых шел к центру города. Кое-где еще стояли противотанковые надолбы, валялись обрывки колючей проволоки. Я хотел побыстрей дойти до редакции, но не знал, где она находится. Помнил только довоенный адрес – на Московской улице в доме, где сейчас фотоателье. Там в те годы выходило «Большевистское слово».
Встретил знакомого. Он сообщил, что название газеты не изменилось. Подсказал адрес, где находилась редакция. Она была на улице Коминтерна, ныне Оранжерейной. Наконец, на доме, где был молочный магазин, увидел редакционную вывеску. Легко нашел редактора.
– Александр Максимович Муравьев, – представился он.
Это был человек выше среднего роста с приветливым, располагающим лицом. Извинился за то, что поговорить со мной может лишь накоротке. Попросил, если мне удобно, приехать в выходной день к нему домой, в Ленинград. «Там обо всем и потолкуем», – сказал мой собеседник. Меня это вполне устраивало, поскольку остановился я у моей ленинградской тетушки.
Через пару дней за чашкой чая мы ближе узнали друг друга. Редактор заочно познакомил меня со своими коллегами. Оказалось, что одну из сотрудниц я хорошо знаю еще с довоенных времен. Тогда это была просто Мила, Милка Добротворская, с которой мы играли во дворе подростками. Теперь, в редакции, это была Милица Михайловна, да еще жена зампреда райисполкома. Вторым человеком, о котором рассказал редактор, был руководитель местного радиовещания Замский. Он был постарше своих товарищей по работе, бывший фронтовик. Радиоредакция входила в состав газетного коллектива, подчиняясь Муравьеву.
– Поработайте пока на радио, – предложил он, – а когда у меня будет вакантное место, возьму к себе.
Ждать пришлось недолго. Уже в июне я был назначен литературным сотрудником газеты. Вспоминаю, что оклад для того времени был мизерным. Но меня это не остановило.
В городе была масса тем для газетных материалов. И это, конечно, не могло не увлекать. Времени для творчества у меня было предостаточно. По будням в Ленинград не ездил. Ночевал в редакции на старом диване. Подушкой служила подшивка газет, одеялом – массивная скатерть с редакторского стола. За работу садился с раннего утра, когда никого еще не было. О чем писал? Прежде всего о главном: о том, как идет восстановление города, его жилых домов, производственных зданий, школ, поликлиник, сельхозинститута, детских садов и яслей. Разумеется – и дворцов, и парков. Работы шли не очень быстро – мало было средств, специалистов. Но люди были преисполнены трудового энтузиазма. Имена лучших тружеников всегда были на страницах газеты. О них писали и сами сотрудники редакции, и добрые помощники – общественные корреспонденты.
Наиболее крупным трудовым коллективом в послевоенные годы был 26-й завод. Чтобы избежать номерной секретности, его в пушкинской прессе называли ремонтно-механическим. В Ленинграде, куда он был переведен в годы блокады, да и после нее производили детали для реактивных минометов – «Катюш». О заводе, его людях и выпускаемой продукции особенно часто и подробно писали в газету работавшие там инженеры Абрамов и Кузнецов.
О Путевом ремонтно-механическом заводе железнодорожного ведомства материалы присылали работавшие там сотрудники Забалканский и Чернятчик, недавно, увы, скончавшийся. Благодаря им читатели постоянно получали информацию о достижениях производственников, новинках заводской продукции, среди которой были очень нужные на транспорте снегоочистительные машины.
Конечно, одной из важных тем в газете были новостройки. Застраивались «пятна» на улицах К. Маркса (ныне Магазейная), 1 Мая (Конюшенная), Колпинской (Пушкинская) и в других местах, где дома сгорели или были разрушены снарядами. Большой фронт строительных работ был у строительно-монтажного участка № 2. Шофером грузовой машины там работал бывший фронтовик Иван Иванович Демьянов, который оказался талантливым, уже известным поэтом.
Продолжение следует...
А. Шалыт
Материал «Царскосельской газеты», 11 – 17 января 2013 года № 48 (10004)