Во все века родителей волновала и волнует судьба детей. Хочется, чтобы они были здоровы, правдивы, щедры, счастливы. Поэтому так важно, кто и как участвует в воспитании подрастающего поколения. Вполне понятно, что главную роль в этом играют родители, не менее ответственна работа школы.
А какова роль Церкви, и почему храмы не пустеют? На этот риторический вопрос я нашла ответ, побывав на службе в храме Казанской иконы Божьей Матери в поселке Александровская.
К сожалению, в церковь я хожу редко, хоть каждый раз в проповедях настоятеля храма протоиерея Бориса нахожу ответ на очень сложные вопросы. В этот раз разъяснялась суть притчи в блудном сыне. Как можно простить человека, который ушел от отца, взяв свою часть имущества, и все богатство растратил в распутстве и пьянстве? А все просто: сердце человека не должно быть наполнено злобой, недовольством, завистью, а должно наполняться любовью, пониманием, состраданием. Свою душу человек должен постоянно очищать. "Это многотрудная работа", – подчеркнул о. Борис.
Блудный сын не только осознал, что стоит на краю гибели, но искренне раскаялся и готов был служить отцу в любом качестве. Это увидел отец и принял кающегося как сына. В полной тишине слушали эти слова настоятеля и взрослые, и дети.
Вот они, золотые зерна воспитания! Давно известно, что то, что заложено в детстве, то и унесет с собой во взрослую жизнь человек, особенно когда обучение родителей и детей совместное. В школе, изучая поэму Н.В. Гоголя "Мертвые души", подростки читали обращение писателя к молодежи: "Забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!" Здесь дорога употреблена в смысле возрастного развития человека. А в дороге, особенно жизненной, может случиться все, главное, что человек взял с собой в путь, с кем рядом оказался. Для этого с детства душа должна наполняться добротой, умением сопереживать, сострадать, помогать попавшим в беду, а также пониманием того, что только высокие нравственные качества, трудолюбие и любовь делают человека радостным и счастливым. Именно этому учит Церковь.
Когда же о. Борис пригласил ребят для благословения, со всех уголков храма, как воробышки, дети (их было около 40 человек) побежали на зов.
Это было настолько неожиданно, трогательно и сердечно, что все заулыбались, глаза людей и о. Бориса источали радость и тепло. Я пожалела, что у меня не было с собой фотоаппарата.
Совсем другое состояние испытали взрослые и дети, когда читались слова молитвы о даровании мира на Украине. Мне кажется, что сопереживания родителей и детей запомнятся всем присутствовавшим отцам, матерям, бабушкам, дедушкам, детям, внукам.
После службы матушка Марина приглашала прихожан на трапезу, я тоже решила пойти, т. к. была там года три назад.
Изменения поразительные. Большое и светлое помещение столовой, свежевыкрашенные стены, потолок, красивые белые скатерти, хорошие столовые приборы. Это ведь тоже момент воспитания!
На трапезу пришли и дети, и взрослые. Было не менее 100 человек. Очень вкусная еда. Спасибо повару.
Когда я собралась уходить, неожиданно ко мне подошел мальчик и спросил: "Вы – ветеран войны?" Я ответила: "Я – житель блокадного Ленинграда" и спросила, знает ли он, что такое блокада. Он, оказалось, знает. Мы познакомились. Его зовут Степан, он ученик 5-го класса школы № 500. Спросила, что он знает о войне. Знает, и много. Спасибо сотрудникам школы № 500. Как неожиданно проявляется патриотическая работа.
Мальчика окликнули. Он побежал на 2-й этаж, где еженедельно с ребятами ведет занятия о. Игорь по изучению Закона Божьего. А затем ребята играют в спортивные игры на улице, участвуют в викторинах, занимаются рукоделием.
Вот она, жизнь храма.
Детские души заполняются светом, ребята очень хорошо общаются, заботятся друг о друге, очень внимательны к родителям, ко всем взрослым.
И родители, и дети насыщаются одним и тем же источником, а вместе – они сила!
Маргарита ПЯТТАЕВА, пенсионерка