Судьбоносное событие в жизни В.В. Репиной случилось в 1970 году, когда она, студентка последнего курса музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, по рекомендации куратора И.М. Благодарной временно устроилась концертмейстером в класс скрипки детской музыкальной школы города Пушкина. Временно, потому что жила (и живет) в Ленинграде, ежедневные поездки в пригород тогда не входили в ее планы. Однако она влюбилась в «город муз». Детская музыкальная школа стала ей родной, оставить своих учеников не смогла даже во время учебы в Консерватории, в которой училась у педагога И.А. Комарова.
— Процесс обучения увлек меня с первых дней, — рассказывает Валентина Викторовна, — и с тех пор я не представляю себя без моих учеников, коллег, творческих планов, конкурсов, фестивалей и просто классных концертов. В стенах нашей гимназии, где когда-то училась Анна Андреевна Ахматова, сохраняется особая аура. Сегодня, правда, мы работаем в прекрасных новых помещениях, но меня всегда влечет в старую часть гимназии, в концертный зал с органом и великолепной акустикой. Мое видение цели обучения детей музыке совпадает с мнением выдающегося педагога-пианиста Г.Г. Нейгауза, который говорил о задаче изучения самой природы музыки, о творческом углублении в музыкальный космос, о разработке неисчерпаемых «звуковых недр» нашей музыкальной вселенной.
Самым большим жизненным достижением Валентина Викторовна считает своих учеников, которые выбрали профессией музыкальное творчество. Из 63 выпускников 23 стали профессиональными музыкантами, 55 — лауреатами и дипломантами различных конкурсов в России и за рубежом. Выпускники Мария Провоторова, Лилиана Ли, Алла Белова, Александра Мазурова (Короткова), Анна Шишарина, Анна Шаповалова еще учатся в музыкальных училищах Санкт-Петербурга и Москвы, в Консерватории и Университете им. А.И. Герцена. Одна из выпускниц живет и работает в Штутгарте, другая — в Амстердаме. Ученики Валентины Викторовны выступали с концертами в Германии, Дании, США, Италии, ежегодно участвуют в различных международных, российских и городских конкурсах и фестивалях. Во время последней поездки в Стокгольм на Международный конкурс два первых места в разных возрастных номинациях завоевали Катя Деревянко и Лилиана Ли. Нельзя не упомянуть о самом значительном и сложном международном конкурсе Ф. Шопена, который состоялся в городе Нарве: лауреатами стали Мария Провоторова, которая участвовала в заключительном концерте лауреатов в Филармонии города Таллина, и Вера Грачева. Ежегодно ученики Репиной исполняют концерты с ведущими симфоническими оркестрами, и за этим стоит ее огромная работа. Педагог сожалеет, что нет возможности перечислить всех замечательных учеников по именам.
— Одна из моих первых выпускниц Екатерина Сидорова выступала в Концертном зале у Финляндского вокзала, сейчас она заместитель директора гимназии по учебной работе. Неоднократно в музее-квартире Римского-Корсакова, в Концертном зале Дома Кочневой выступали Вера Грачева, Виталий Шумкин, Мария Провоторова — все они получали дипломы победителей конкурсов. Лауреатами Международного конкурса им. С.И. Савшинского стали Анаит Овакимян, Катерина Деревянко, Анна Шишарина. Сейчас Анна Шишарина учится в колледже имени Гнесиных в Москве. На концерте в большом концертном зале гимназии, когда она играла прелюдию Рахманинова, погас свет, но Анна доиграла до конца. Такая история случилась несколькими годами ранее в Костеле со Светланой Присяжных (сейчас Светлана педагог детской музыкальной школы № 45). Вспоминается конкурс в Ораниенбауме, где Михаил Аваков и Ксения Кукреш заняли первые места. Вера Грачева получила Гран-при и подарок — плюшевого медведя выше ее ростом в международном конкурсе, проходившем в Петергофе; Соня Питик стала лауреатом конкурса «Традиция и современность» в Охтинском центре. Навсегда останется в памяти концерт моих бывших учеников в Тронном зале Екатерининского дворца, я тогда была тронута до глубины души. Надеюсь, что и нынешний пройдет не хуже.
Всех конкурсов, в которых принимали участие ученики Валентины Викторовны, не перечесть. Каждая победа давалась нелегким трудом, долгими поисками и сомнениями, а радость была недолговечной. Искусство — это терпение в нетерпении, считает педагог. Эйфория быстро проходит, и наступают снова трудовые будни, пытливые искания и долгий мучительный путь к совершенству.
— Буду преподавать и дальше, — отвечает Валентина Викторовна на вопрос о дальнейших планах. — Для меня большое счастье видеть, как маленький ребенок, ничего не умеющий, обретает музыкальные навыки и мастерство. Жаль, что мне не хватает времени и сил заниматься исполнительским искусством. Каждую свободную минуту, иду ли пешком от вокзала до гимназии или в часы бессонницы, я думаю о новых программах концертов, конкурсов, стараясь подобрать более яркий и интересный репертуар, способный увлечь ученика и дать возможность раскрыться его дарованию. Уверена, что в наше непростое время очень важно сохранить классическое музыкальное образование несмотря ни на что. Черпать вдохновение нужно, как мне кажется, в классике, поскольку она обладает силой воздействия, одухотворенностью, искренностью и несет в себе традиции культурного наследия многих поколений.
Татьяна КУЗНЕЦОВА