Уже довольно много времени прошло с момента установки памятников Екатерине II, Я. В. Захаржевскому, А. А. Ахматовой, а они до сих пор официально не открыты и заключены в деревянные ящики, интригуя горожан своим долгим сокрытием. В чем причина такой затяжки, им неведомо. Тем не менее причины тому, конечно, есть, и одна из них – явно неудачное их размещение. Это касается, прежде всего, памятников императрице и градоначальнику. Мало кому пока удалось их увидеть, однако тот, кто видел, например, памятник Екатерине II, вряд ли придет в восторг. И дело даже не в художественных его достоинствах или недостатках. Главное, что он совсем не смотрится в обширном пространстве между Екатерининским собором и нынешним Домом молодежи «Царскосельский» и выглядит слишком декоративным и мелким. Место его – в ином архитектурно-ландшафтном окружении. Возможно, памятник неплохо бы смотрелся в Екатерининском парке, но и там вряд ли смог заменить монумент, утраченный во время войны.
Есть и другая причина, по которой эта статуя здесь не уместна. Должна же быть тут какая-то историческая привязка. Основательницей Царского Села была Екатерина I. Именно ее вензель изображен на гербе города. Екатерина II была основательницей уездного города София. И скорее, именно там место этому памятнику, возможно, у Софийского собора или в районе нынешней новостройки за ним. Надо же и там ставить какие-то исторически и эстетически значимые памятники. А в центре, рядом с Екатерининским собором, надо установить памятник Я. В. Захаржевскому, почти полвека управлявшему городом и содержавшему его в образцовом порядке. В этом соборе он был захоронен, его останки так и не найдены, и такое размещение памятника стало бы достойной благодарностью этому рачительному хозяину Царского Села. Сейчас памятник стоит на софийских задворках, укрытый от глаз людских. Сказать что-либо о его художественной ценности, пока не представляется возможным.
В связи с этим встает вопрос, кем и как определяется установка новых памятников в г. Пушкине. Раньше проводились открытые художественные конкурсы, общественные обсуждения представленных проектов, экспертные оценки. Ничего подобного в данном случае вроде не было. Или многие жители города просто не в курсе предшествующих этому событий? Удивляет и то, что автором всех этих скульптур является один мастер, пускай и заслуженный, – В. Горевой. Почему такая монополия на производство городских памятников? Неужели у нас нет других талантливых художников? При этом нельзя сказать, что конкурсы ныне не проводятся совсем. Известно, какое внимание общественность проявила при осмотре и обсуждении проектов памятника А. И. Зеленовой. К сожалению, его до сих пор так и не установили в Павловске, но, по крайней мере, желание людей видеть его там не ослабевает, и это очень важно, когда в такой акции участвуют сами жители города.
Эрнст Трускинов
Материал «Царскосельской газеты», 30 августа – 5 сентября 2012 года № 32 (9988)