Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Концерн "Детскосельский" / Сельское хозяйство – больше чем бизнес, это – уклад жизни

Один из самых динамично развивающихся агропромышленных холдингов России – концерн "Детскосельский", который сегодня объединяет более двух десятков предприятий на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Воронежской областей, а также стран СНГ, работает в соответствии с современными реалиями. Сегодня внимание руководства компании сосредоточено на производстве и переработке производимой предприятием продукции: мяса, молока и овощей. Как обстоят дела у крупного производителя сельскохозяйственной продукции, какое влияние на работу предприятия оказывает непростая экономическая ситуация, рассказал президент концерна "Детскосельский" Юрий Брагинец.

– Юрий Николаевич, сегодня в связи с введением экономических санкций разговоры о неудовлетворительном состоянии российского сельского хозяйства не утихают. Панических настроений среди покупателей, слава Богу, нет, но и "чуда" от отечественного сельхозпроизводителя тоже не ждут. Каково на самом деле положение дел на селе и, в частности, у концерна "Детскосельский"? Ведь на вас смотрят с надеждой и власть и потребитель.

– Дела идут непросто, поскольку то, что разваливали годами, я имею в виду сельское хозяйство в целом, за день не восстановить. Но сил положено немало, и несмотря на трудности концерн "Детскосельский" развивается стабильно. Мы продолжаем наращивать производство сельхозпродукции: молока, мяса, овощей. Например, в этом году объемы производства молока увеличены на 30%, и оно высшего качества. К концу 2014 года поголовье коров достигнет 10 тысяч. Молоко востребовано на рынке, мы поставляем его на заводы фирмы "Данон" в Санкт-Петербург, Липецк, Московскую область, производим сырье для высококачественной продукции – детского питания, йогуртов, творогов. Вопрос импортозамещения на рынке Санкт-Петербурга решить в одиночку мы, конечно, не в состоянии, поскольку он слишком велик.

По производству молока наша доля на рынке Ленинградской области составляет 10%, овощей – 3–5%. Отмечу, что в этом году все целевые показатели по производству продукции выполнены: концерном произведено около 20 тысяч тонн картофеля, выращено 35 тонн свеклы, моркови и капусты. Это на 15–20% больше по сравнению с прошлым годом. Рынок мегаполиса – подвижный организм, особенно сейчас, когда от отечественного производителя ждут многого. Поэтому мы продолжаем расширяться, строим новые объекты, например, новый комплекс в Кингисеппском районе, реконструируем и модернизируем в соответствии с современными требованиями производства в Тосненском районе, Любани. Завершается строительство производственных мощностей на юге России. Развивается международное сотрудничество с Белоруссией, где в ближайшее время будет запущен в работу новый комплекс. 9 декабря этого года мы торжественно откроем новую молочно-товарную ферму в Кингисеппском районе, строительство которой началось в 2013 году. Наша компания ориентирована на крупное производство, и мы будем продолжать развиваться в этом направлении.

– Город и село неразделимы, однако первый постоянно наступает на сельхозпроизводителя, отбирает земли, застраивает их. При этом требования к работникам сельского хозяйства только возрастают. Вам земли достаточно?

– Это больной вопрос. Концерн "Детскосельский" обрабатывает около 60 тысяч гектаров, но этого недостаточно. Мы думаем об увеличении земельных площадей, в частности, под выращивание кормов для скота и картофеля. Я не открою тайны, сказав, что на Северо-Западе, в частности в Ленобласти, много пустующих земель, но какие они и чьи они? Неоднократно бывало так, что как только мы заходим на новую площадку, сразу появляются какие-то трения. Мы просто вынуждены учитывать личные интересы собственников, а также то, что Санкт-Петербург разрастается. В этом ничего плохого нет. Просто земля должна принадлежать тем, кто трудится на полях, кто ее обрабатывает.

Сейчас мы уделяем пристальное внимание вопросам мелиорации. В этом году мы таким образом восстановили около 700 гектаров земли. Работа проводится в соответствии со специально разработанной нами пятилетней программой. Ежегодно мы планируем приводить в порядок от 500 до 600 гектаров. Только имея подготовленные и ухоженные земли, мы добьемся намеченных показателей и будем конкурентоспособными. И вопрос с импортозамещением будет решаться быстрее. Каждый гектар должен работать. Мелиорированные земли, надо сказать, дают неплохой результат: капусты в этом году выращено около 900 центнеров с гектара, моркови – более 600, свеклы – более 500. Объемы выращенного картофеля тоже удовлетворительные. То есть уровень урожайности на сегодняшний день высокий, и наша продукция востребована наравне с ввозимой. Но урожай мог бы быть куда выше, а линейка продукции – шире.

– Сейчас без помощи государства сельхозпроизводителю обойтись трудно, и об этом много говорится. Вы чувствуете поддержку?

– Поддержка есть на региональном, городском и местном уровнях, но это – не панацея от всех бед. Посудите сами: финансовая система страны нестабильна, рубль обесценивается, банковские деньги дорогие, цены на горючее и электроэнергию продолжают расти. Еще одна проблема – дорогая иностранная техника и ее комплектующие. Мы бы рады работать с отечественными машинами, но их нет. Одним словом, цены практически на все товары и услуги ползут вверх. Вслед за ними должна дорожать и наша продукция, потому что себестоимость увеличивается. Она и дорожает, хотя мы прилагаем усилия, чтобы это сильно не отразилось на кошельке покупателя. Кстати, если взять европейские стандарты себестоимости производимой продукции, то мы находимся в заданных рамках. Только вот мы – не Европа. Поэтому повторю, что если мы хотим проводить политику импортозамещения и обеспечения продуктовой безопасности страны, то необходимо подумать о проработке комплексных, общероссийских мер с привлечением государства, бизнес-структур и банковской системы. Потому что сельское хозяйство – это больше чем бизнес, это – уклад жизни. Сегодня техническое оснащение сельскохозяйственных предприятий усложнилось. Современной техникой должны управлять высококвалифицированные специалисты. Представьте себе комплекс доения на полторы тысячи коров стоимостью в десятки миллионов долларов. Образ доярки в резиновых сапогах здесь неуместен.

– Профессионалы всегда в цене, особенно те, которые бережно относятся к технике и без вредных привычек – это если мы говорим о водителях и механизаторах. А как в целом обстоят дела с кадрами?

– Дефицита в кадрах мы не испытываем. В этом плане работа налажена с Санкт-Петербургским государственным аграрным университетом, где готовят и управленцев, и специалистов узкой направленности. К нам идут работать, потому что концерн "Детскосельский" – стабильно развивающееся предприятие, гарантирующее социальную защиту всех сотрудников. Конечно, программа соцобеспечения не настолько полная, как когда-то. Она требует доработки. Мы и работаем, проводим финансовые вливания, премируем наиболее успешных специалистов. Для наших сотрудников работает спортивный комплекс "Детскосельский", мы реализуем программу по обеспечению их жильем, наши ветераны получают от концерна помощь в виде продукции, производимой предприятием.

– Сравнительно недавно жители Санкт-Петербурга стали свидетелями резкого сокращения количества фирменных магазинов "Детскосельский". На этот счет есть разные суждения, в том числе не самые лестные. В чем причина ликвидации сети?

– На протяжении нескольких лет мы пытались сделать сеть магазинов "Детскосельский" востребованной и прибыльной. Но сегодня ее приходится сворачивать, потому что конкурировать с сетевиками невозможно: в Санкт-Петербурге их доля составляет почти 70% рынка. Мы приняли решение не распылять силы и направить их на развитие мощностей по производству, доработке и переработке мяса, молока, овощей. Торговлю же будем налаживать, заключая договоры с сетями, в том числе и запуская их на свои площадки. Уже сегодня мы поставляем им большой объем продукции. По всему Санкт-Петербургу у нас было около 15 магазинов, но сейчас их число сократилось до двух. В чем мы выиграли? Во-первых, мы сосредоточились исключительно на производстве – направление, которое знаем досконально. Во-вторых, нам удалось уйти от затрат на аренду торговых площадей и начать сотрудничество с сетевиками.

– Многолетний опыт работы позволяет вам оценить не только настоящее состояние дел в развитии российского сельского хозяйства, но и оценить перспективы его развития. На ваш взгляд, каковы они?

– Я, конечно, оптимист и надеюсь на лучшее. Однако должен признать, что после упадка сельского хозяйства в России крестьянин все еще не реабилитировался. В последние несколько лет в стране многое делается для развития отрасли, существенная помощь оказывается со стороны государства. Но чтобы решить вопрос продовольственной безопасности, необходимы серьезные усилия и вложения. Путь, надо сказать, непростой, поскольку после 1990-х нам пришлось, фактически, начинать с нуля. Но мы работаем, вкладываем в работу средства, знания и душу.

Татьяна ШАПОВАЛОВА