Личность Александра Пушкина всегда отбрасывала "легкую тень интереса" на судьбы лицеистов, особенно первого выпуска. Именно из этой когорты был Сергей Дмитриевич Комовский.
О его жизни известно немного: факты служебной карьеры да очень краткие сведения о семье. Обнаруженные в архивах новые данные расскажут о дружеских привязанностях супругов Комовских, об их общественной деятельности. В начале несколько слов о роде Сергея Дмитриевича.
Дворянский род Комовских происходил от польского шляхтича Яна Космовского, которому в 1621 г. Сигизмунд III пожаловал поместье в Смоленском воеводстве. Внуки ясновельможного пана в 1665 г. перешли в русское подданство. В семье коллежского советника Дмитрия Григорьевича Комовского и его супруги Евдокии Степановны, урожденной Гвоздевой, воспитывались сыновья Сергей, Василий, Александр, Гавриил, Михаил и дочь Екатерина. Здесь уместно напомнить, что из братьев Комовских к истории Царскосельского Лицея были причастны также Александр Дмитриевич – выпускник 1832 г. и Василий Дмитриевич, окончивший в 1821-м Царскосельский лицейский Благородный пансион.
Сергей в 1811 г. был определен на обучение в Императорский Царскосельский Лицей. Здесь среди тридцати мальчиков, зачисленных на первый курс, ему предстояло провести шесть лет, которые во многом определили его дальнейшую жизнь. В 1817-м двадцать девять повзрослевших юношей "выпорхнули" из стен Лицея и отправились в самостоятельный путь. Каждый из них нашел свое место в жизни. Сергей Комовский был из тех, кто, прослужив отмеренный срок "Царю и Отечеству", в полной мере прошел через жизненные испытания, с гордостью носил звание лицеиста. О многих из них очень скоро попросту забыли бы, но они учились вместе с Александром Пушкиным, и, как причастных к становлению его поэтической славы, их имена оказались прочно вписаны в историю эпохи, которую с легкой руки литературоведов назвали "пушкинской". При этом всех однокашников будущего гениального поэта исследователи поделили на друзей Пушкина и его соучеников. Если первым – только восторженные эпитеты, то вторым, в основном, не всегда справедливые упреки. Так случилось и с посмертной памятью о Сергее Дмитриевиче Комовском, о котором современники вспоминали, как о добром товарище, хорошем семьянине, скромном человеке. Здесь уместно напомнить о его служебной карьере.
Выйдя из Лицея с чином титулярного советника, юноша с "изрядными дарованиями", любезный в обращении и, при всей своей живости осторожный в общении, начал службу в различных временных комиссиях в департаменте народного просвещения. С 1823 г. был определен в канцелярию совета Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), где со временем занял долж-ность правителя. К 1829 г. усердная служба надворного советника Сергея Комовского была замечена и оценена: он – кавалер орденов св. Владимира 4-й степени и св. Анны 2-й степени. Его пребывание в Смольном институте вызывало ироничное отношение бывших однокашников, как несерьезное и не карьерное занятие. То ли по этой причине, а может быть, усердное и ответственное отношение к порученному делу обратило на себя внимание, и последовало предложение занять более значительный пост. С 1841 г. служба Сергея Дмитриевича Комовского связана с Государственным советом, откуда в 1855-м с должности помощника статс-секретаря военного отделения и с чином действительного статского советника вышел в отставку. Вполне возможно, скромность карьеры, при очень хороших способностях и связях, объяснялась непритязательностью самого Сергея Дмитриевича, да и, как видно, он просто не обладал "изощренными" качествами государственного сановника. Тихие семейные радости, разделенные с любимой супругой и детьми, дружеское общение с многолетними знакомыми, друзьями и приятелями – вот, пожалуй, круг интересов бывшего лицеиста.
Супруги Комовские душевно откликались на горе незнакомых людей, наверно, потому они стояли у истоков создания в 1846 г. в Литейной части столицы (где жили в Косом переулке у Пустого рынка) детского приюта "Святого Сергия". Его организатором стал Совет столичных приютов, который определил Софию Евграфовну Комовскую на пост попечительницы, а супруга – ее помощником. Только на следующий, 1847 г. приют обрел директора статского советника Петра Александровича Дубовицкого, смотрительницу – дочь капитана Эмилию Давыдовну Захарову. Почетным старшиной в звании купца I гильдии стал почетный гражданин Иван Абрамович Лбов. До 1851 г. супруги Комовские в меру сил трудились на пользу "детского очага добра", но в семье ждали прибавления, и когда 21 мая 1851 г. на свет появился сын Константин, передали приют под начало новой попечительницы – председательницы С.-Петербургского Совета приютов супруги обер-камергера графине Юлии Петровны Строгановой.
В частной жизни Сергей Дмитриевич был человеком постоянных привязанностей, это касалось не только ближнего круга общения. Еще с ученических лет между ним и семьей лицейского эконома Петра Андреевича Роттаста возникло душевное расположение, несмотря на 16-летнее различие в возрасте. Со временем место старших Роттастов заняли их дети Константин и Елизавета. В этом случае "возрастные перепады" получили зеркальное отражение не в пользу Сергея Дмитриевича. В 1846 г. действительный статский советник Сергей Комовский (солидный 47-летний господин) в качестве "поручителя по жениху" присутствовал на венчании в Сенатской Александро-Невской церкви губернского секретаря Константина Роттаста (24-летнего начинающего чиновника). Сохраняя семейное общение с детьми Екатерины Ивановны Роттаст, бывшей "смотрительницы над бельем и кухней", о которой говорили, что в болезнях и трудностях лицеистов "заступает им на место матери", София Евграфовна Комовская дважды была "восприемницей от купели" детей Елизаветы Петровны в придворной Мариинской церкви города Павловска: в 1850-м на крещении Владимира, а в 1852 г. – Веры Потоловых. В 1853 г. Сергей Дмитриевич сам стал крестным отцом (при обряде, совершенном в той же церкви) для Ольги Потоловой. Так продолжалось до середины 1850-х гг. А вслед за этим наступили времена невосполнимых потерь для дружественных семей: уход из жизни супругов Роттаст: 25 января 1858 г. Екатерины Ивановны, а 22 июня 1859 г. Петра Андреевича, смерть Софии Евграфовны Комовской 6 июля 1858 г. После кончины супруги Сергей Дмитриевич остался с малолетними детьми на руках.
Два события, происшедшие в России в 1880 г., первое в Петербурге и второе в Москве, в равной степени не оставили никого равнодушными. Тот год запомнился современникам похоронами в столице императрицы Марии Александровны, супруги царя-освободителя Александра II, скончавшейся 22 мая, и открытием 6 июня в первопрестольной памятника Александру Сергеевичу Пушкину. О первом и втором подробно сообщалось в газетах, о них много говорили в обществе.
В то самое время, когда остались позади хлопоты устроителей торжеств, приуроченных к памятным дням "солнца русской поэзии", и смолкли восторженные и хвалебные гимны, в Петербурге тихо умирал однокашник поэта Сергей Дмитриевич Комовский, отошедший в "мир иной" 20 июня 1880 г. Восьмидесятилетний лицеист "пушкинского" выпуска относился с энтузиазмом к идее восславить национального поэта установкой памятника на его малой родине в Москве. При искреннем сочувствии Сергей Дмитриевич по преклонному возрасту и болезни не мог лично присутствовать на торжестве, хотя и был в числе приглашенных.
Супруги Комовские с сыновьями Сергеем и Константином упокоились на православном кладбище на Малой Охте в Петербурге.
Александр САДИКОВ