Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Художники «Царскосельской коллекции»

"Царскосельская газета" продолжает знакомить своих читателей с известными художниками, работы которых представлены в музее"Царскосельская коллекция". Музей был основан в г. Пушкине в 1991 г.

В коллекции собрано более четырех тысяч живописных и графических произведений. В основном это работы представителей "неофициального искусства" – ленинградского и московского авангарда 20–90-х гг. прошлого века.

Василий Васильевич Ушаков

Василий Васильевич Ушаков

Будущий художник родился 2 февраля 1905 г. в Старой Руссе. Отец его был главным архитектором города. Благодаря его стараниям провинциальный город приобрел только ему присущий колорит, соединив в себе традиционно старорусские черты с классицизмом. Мальчик с детства занимался музыкой и рисованием. К сожалению, ранние работы художника не сохранились – погибли во время войны. В 1919 г. в Старой Руссе появился художник В.С. Сварог, который организовал Народный дом. В нем работала художественная студия, ставшая первым местом учебы В. Ушакова. В 1922 г. Ушаков поступает в Академию художеств на живописный факультет. Он начал учиться у К.С. Петрова-Водкина, жизнь которого была связана и с Царским Селом (в конце 30-х гг. он жил в здании Лицея). Особенностью преподавания мэтра было выявление конструкции наблюдаемого объекта, а не копирование природы. В.Ушаков в студенческие годы активно изучает художественную среду Ленинграда. Знакомится с Б.М. Кустодиевым и П.Н. Филоновым, впитывает самые разные тенденции развития искусства. Под влиянием отца переводится на архитектурное отделение и заканчивает Академию как архитектор.

Трудовая жизнь начинается в отделе архитектурного проектирования гражданских сооружений Гипрозема. Институт занимался проектированием многих крупных объектов промышленности в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, в Комсомольске-на-Амуре. Ушаков создавал проекты жилых и общественных зданий, но продолжал заниматься и живописью, регулярно посещал выставки. На одной из них он познакомился с известным художником В.В. Пакулиным, который оценил успехи Ушакова. По рекомендации старшего товарища Василий Васильевич был принят в Союз художников Ленинграда. В 1930-е годы он начинает работать в Торговой палате – участвует в разработке этикеток, торговых марок, знаков. Именно ему принадлежит всем известный знак "Гостиный двор".

Война застала Ушакова в Крыму. После возвращения в Ленинград его ждали те же трудности, что и всех жителей города в то трагическое время. Голод, смерть близких. Контузия, полученная в 1942 г., будет долго сказываться на состоянии его здоровья и судьбе. Для лечения его направили в больницу для душевнобольных, вместе с которой он был эвакуирован в Алма-Ату. Период нахождения в больнице отражен в серии художественных работ, главными персонажами которых выступают товарищи художника по палате. Это портреты глубоко страдающих людей. Работы отличаются строгостью лепки форм и глубиной передачи мрачных, трагических характеров. В Средней Азии В. Ушаков встречает ленинградских художников В.В. Стерлигова и Т.Н. Глебову, в 
1944 г. организует свою первую персональную выставку.

После возвращения в Ленин-град Ушаков начинает преподавательскую деятельность в Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. Затем он был приглашен в Ленинградский инженерно-строительный институт. Продолжая творческую деятельность, создает большое количества пейзажей, рисует Старую Ладогу, Череповец, Волгу, Сибирь, но прежде всего Ленинград и Старую Руссу. В качестве художника-соавтора альбома эстампов участвует в строительстве Братской ГЭС.

Работы художника послевоенного периода отличаются тонкостью рисунка и высочайшим пониманием цветовых отношений. Он создает многочисленные жанровые зари-совки на улицах Ленинграда. Темы их – пенсионеры, играющие в шахматы, дамы с собачками в Летнем саду и т.д.

Семейная жизнь В.В. Ушакова сложилась вполне счастливо. Он был женат, воспитал сына. Последние годы художник провел в Доме ветеранов архитекторов в городе Пушкине. Умер 10 января 1996 г. Похоронен на Казанском кладбище. Сотрудники музея "Царскосельская коллекция" издали альбом, посвященный творчеству В.В. Ушакова, с которым можно познакомиться, посетив музей.

Владислав ЛАВРОВ,
заведующий отделом
музея "Царскосельская коллекция"

баннер