Сегодня музеи Ленинградской области, экспозиции которых посвящены Великой Отечественной войне, готовы предложить посетителям новые обширные туристические программы, маршруты и экспозиции. Об этом шла речь на конференции «Блокада Ленинграда: туристические маршруты в Ленобласти», состоявшейся в информационном агентстве ТАСС в Петербурге.
Как отмечают специалисты туристической индустрии, поток туристов, желающих посетить исторические места и музеи Ленинградской области, в будущем будет только увеличиваться. Сегодня все больше внимания уделяется военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирования интереса к истории своей земли. Имея это в виду, туристические агентства и музеи при поддержке областной администрации уже приступили к разработке новых маршрутов и организации инновационных экспозиций и выставок.
Так, туристические агентства Ленинградской области предлагают гражданам проехать на автомобиле по местам воинской славы, посетить лагеря поисковиков.
После ремонта открыли свои двери музей поэта Александра Прокофьева в Кабоне и «Невский пятачок» в Невской Дубровке. Открыты двери Шлиссельбургского и Новоладожского музеев, а также музея в Астраче под Тихвином. Уникальность их экспозиций заключается в том, что в них подробно и достоверно освещается история сражений на территории Ленинградской области во время Великой Отечественной войны.
Подарок для посетителей готовит музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». На его территории уже сейчас возводится новый павильон, где будет создана уникальная экспозиция, которая в трехмерном пространстве воссоздает историю боевых действий под Ленинградом. С возведением выставочного павильона у музея возникнет и новая инфраструктура для приема посетителей.
Завершаются реставрационные работы в музее «Дорога жизни» в Кобоне. В будущем там будет создана постоянная экспозиция. На высоком уровне сегодня решается вопрос о перспективах развития музея «Невский пяточек»: недавно эту тему обсудили председатель Комитета по культуре Евгений Чайковский и депутаты муниципального образования поселка Дубровка.
Реализуется программа развития музея «Астрача, 1941» под Тихвином – города, откуда в блокадный Ленинград везли хлеб, норма выдача которого уменьшилась до минимума после оккупации Тихвина фашистами. Бои за освобождение Тихвина отличались особой кровопролитностью, а поселок Астрача непрерывно переходил от советских войск к фашистам и наоборот. Сейчас в музее «Астрача, 1941» создается экспозиция, которая будет рассказывать о событиях того времени через судьбу двух мальчиков - Павла и Пауля, которые волею судьбы стали участниками войны. История Павла основана на реальных событиях. В 1941 году в Тихвине начало действовать подпольное движение молодых людей, самому младшему из которых было лишь восемь лет. Уникальность истории группы заключается в том, что она стала официально действующей и получала задания от советского командования.
– Дети тогда не хотели воевать, они хотели к маме, – рассказывает Леся Колесникова. – Экспозиция будет построена на контрасте между детским мировоззрением и ужасами войны.
Вторая история связана с лагерем военнопленных, который располагался недалеко от поселка Пикалево. Находившийся там мальчик Пауль – цыган немецкого происхождения, волею судьбы оказавшийся в немецкой разведке.
Как отмечают эксперты, особый вклад в развитие музеев в Ленинградской области вносят энтузиасты. Именно благодаря их поисковым работам и активности пополняются экспозиции музеев. Так, например, возник музей в Кабоне. Недавно местные активисты решили расчистить дно ладожского побережья и обнаружили две полуторки, которые были восстановлены и стали экспонатами музея. Кроме полуторок были найдены обломки бомбардировщика Хенкель, а также всевозможная утварь и фрагменты силового кабеля, который был проложен по дну Ладоги в 1942 году.
Как отметила научный сотрудник Государственного Эрмитажа Татьяна Косоурова, автор книги об энергетической блокады Ленинграда, прокладка кабеля по дну Ладожского озера до некоторых пор оставалась белым пятном в истории города.
Энергетическая блокада города началась в декабре 1941 года. Тогда встали первые трамваи и погас свет в квартирах. Энергией обеспечивались только хлебозаводы, военные и административные учреждения. Все остальные получили статус законсервированных объектов. Весной военный совет фронта поставил вопрос о прокладке кабеля от Волховской ГЭС. Проект был реализован к 23 сентября 1942 года, благодаря чему блокадный Ленинград получил первую порцию энергии и света. Работы по прокладке четырех линий выполнялись ночью. Пятую линию прокладывали днем: тогда из-за бомбежек немцев погибли люди. В процесс укладки кабеля были вовлечены более ста женщин, работавших в цехах ленинградских заводов.
Самым трудным для кабельщиков стал этап эксплуатации и обслуживания кабеля. Сотрудникам Ленэнерго приходилось буквально жить на берегу Ладоги в палатках и устранять неполадки вручную при сильных морозах. В декабре 1942 года подача электроэнергии велась только по одной нитке, которая в любую минуту могла дать сбой, и город остался бы без света.
В 1944 году кабель был почти полностью демонтирован со дна Ладоги, однако там по-прежнему находятся его фрагменты. После демонтажа проводник подавал энергию для пригородов и даже долгое время лежал под Невским проспектом в Петербурге.
Участники конференции отметили также, что посещение туристами мемориалов воинской славы при содействии властей станет более комфортным. Музеи же должны организовать свое расписание таким образом, чтобы оно было удобным для посещения групп.
На фото: На берегу Ладоги в Кобоне. Экспозиция музея «Астрача, 1941»
Татьяна Шаповалова
Фото: kraevedspb.ru, lenoblmus.ru