22 января в Большом зале Екатерининского дворца состоялось торжественное открытие выставки «Взгляд из прошлого», на которой представлены почти три десятка живописных полотен из коллекции семьи Карисаловых. Знаковым событием церемонии стала передача Михаилом Карисаловым картины Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог». По сведениям сотрудников музея, эта картина находилась в Екатерининском дворце до войны и была похищена в годы оккупации.
Сцена в соборе до недавнего времени была известна благодаря гравюре Иван Ческого, выполненной по оригиналу Чернецова и гравированному, расписанному масляными красками изображению, наклеенному на холст. Обе эти работы хранятся в Государственном Эрмитаже. Однако первым в этом ряду был живописный оригинал кисти Чернецова.
– Долгое время мы считали эту картину пропавшей, – рассказала заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. – 2 мая 2014 года мы с радостью узнали, что она выставлена на маленьком аукционе в Берлине. Возможности посетить аукцион у нас не было, но благодаря коллегам из Потсдама мы приняли в нем участие. Однако нам не удалось выйти победителями в конкурентной борьбе с двумя нашими соотечественниками. Конечно, мы были очень расстроены. И тогда возникла идея сделать сюжет в новостной программе на телевидении. В нем была рассказана история этого художественного произведения, передана радость по поводу его возвращения на родину и выражена надежда на то, что когда-нибудь оно вернется домой. Как известно, Александр I уезжал в свое последнее путешествие на юг страны из Каменноостровского дворца. Император остановился на мосту и долго смотрел на Петропавловскую крепость, а затем несколько часов молился в Троицком соборе Александро-Невской лавры – этот эпизод и запечатлел художник. И вдруг мы получили письмо от Михаила Карисалова. Увидев сюжет по телевидению, он решил найти покупателей картины, чтобы вернуть ее «домой» навсегда.
У каждого экспоната, возвратившегося к своим пенатам, удивительная судьба. В возвращении этой картины, по мнению сотрудников музея, есть что-то мистическое, поскольку события произошли на Рождество и Крещенские праздники.
На выставке «Взгляд из прошлого» представлены портреты XVIII–XIX веков таких мастеров, как Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, отец и сын Лампи, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин. «Вглядитесь в этих лиц изображения/ Прекрасных женщин и мужчин –/ Эпохи в них отображение,/ В них благородство, честь и чин», – строки из стихотворения Игоря Сорокина могли бы стать эпиграфом выставки.
Идея разместить портреты у окон Большого зала принадлежит заведующему отделом живописи XVIII–XIX веков Государственного Русского музея Григорию Голдовскому. Такое их расположение создает эффект присутствия этих выдающихся лиц в пространстве золотого великолепия дворца. Вот мнение искусствоведа о представленном собрании художественных полотен:
– Коллекция замечательная и единственная в своем роде. Мы с особым удовольствием и полным осознанием употребляем здесь по отношению к собственнику экспонатов выставки термин «собиратель», поскольку собирательная деятельность предполагает некий общественный смысл, историческую значимость: художественные произведения не изымаются из публичного культурного обращения, но как бы аккумулируются во владении лица или семьи, понимающих значение их как части национального достояния. Этот факт пусть даже и не декларируется, но акцентируется организацией публичного показа. Собственно коллекционерская активность Карисаловых охватывает по преимуществу три основных вида изобразительного искусства и художественных ремесел: живопись, художественную мебель и резьбу по кости.
Впервые в музейном пространстве коллекция семьи Карисаловых была представлена на выставке «Сокровища частной коллекции в Царском Селе» в Зубовском флигеле в 2012 году, напомнила в своей приветственной речи директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова:
– Для нас особенно символично, что владелец выставленных шедевров – член Клуба друзей ГМЗ «Царское Село», меценат музея. Благодаря Карисалову наша коллекция пополнилась ценными предметами русского искусства. В музей вернулись пейзаж со Скрипучей беседкой кисти Перро, блюдо фабрики Веджвуда с Императорской фермы, портрет А.П. Кашкина, управляющего Царскосельским дворцовым правлением при Екатерине II, фарфоровая ваза из Китайской Голубой гостиной Большого Царскосельского дворца, столик-бобик конца XVIII века, комплект из трех ваз в китайском стиле из убранства Александровского дворца. Михаил Юрьевич передал в дар нашему музею мебельный гарнитур в неоготическом стиле, кроме того, на выделенные меценатом средства музей смог приобрести несколько предметов на аукционе в Париже.
Все подаренные им предметы русского искусства составили отдельный раздел экспозиции, представленный в Первой антикамере, в том числе впервые выставленный портрет цесаревича Алексея, найденный в Пушкине в 2013 году при реставрации дома № 10 на улице Садовой.
Среди шедевров выставки – портрет императора Петра I, написанный Яном Купецким в 1711 году. Портрет находился в замке Бланкенберг и не был известен российским исследователям. Большой парадный портрет Жозефины Фридрихс с сыном (1815) Ризенер написал по заказу великого князя Константина Павловича. Дама с сыном запечатлена на террасе Бельведерского дворца в Варшаве.
На портрете Боровиковского император Александр I изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия дописана поверх законченного изображения позднее и не принадлежит кисти Боровиковского.
«Портрет знатной дамы» немецкого живописца Георга Кристофа Гроота – ярчайший образец камерного портрета эпохи рококо. Специалисты обратили внимание посетителей на наличие на портрете примечательного авторского приема Гроота – мазка киновари в радужке глаз. Изображение цветочной гирлянды, которую дама держит в руках, не встречается в других работах художника, но, являясь композиционным акцентом полотна, может быть интерпретировано как атрибут, подтверждающий ее знатное происхождение.
«Портрет Екатерины II» кисти Левицкого, по предположению экспертов, мог находиться в Эрмитаже – надпись на обороте свидетельствует о дублировании его на новый холст эрмитажным реставратором Михаилом Сидоровым в конце 1900-х годов. «Портрет княгини Шаховской» кисти того же Левицкого – случайная счастливая находка коллекционера. Парный ему овальный портрет из Шуваловского дворца в Петербурге находится в картинной галерее Армении. По мнению экспертов, трудно переоценить научную ценность столь значимого расширения перечня работ первого русского портретиста европейского типа Дмитрия Левицкого.
Все представленные на выставке полотна были приобретены на различных европейских аукционах, а по возвращении на родину прошли серьезную экспертизу в Русском музее, подтвердившую их подлинность. Среди них немало произведений, судьба которых растворилась в истории и возродилась в настоящем времени. Выставка работает до 21 марта.
На фото: М. Карисалов передает в дар сотрудникам музея картину «Молитва Александра I у гробницы А. Невского накануне отъезда в Таганрог».
Татьяна Кузнецова
Фото Ирины Васильевой