Вехи: «Царскосельской газете» – 75 лет
КАК ЭТО БЫЛО В 90-х...
2. Вторник, четверг и суббота
Продолжение. Начало в № 12.
Много лет подряд пушкинская районная газета «Вперед» (с 1993 г. – «Царскосельская газета») выходила три раза в неделю, но именно в трудные 90-е годы работники почты увеличили стоимость доставки газет в несколько раз. Газета неизбежно должна была резко подорожать. Читатели устроили настоящий бунт. Что делать? Выход нашелся. Наша газета одной из первых на Северо-Западе объявила льготную альтернативную подписку без доставки для малоимущих жителей района с выдачей газеты в редакции и других организованных точках района (библиотеках, советах самоуправления). Газета в результате стала у нас в несколько раз дешевле, чем на почте.
На другой день редакционные коридоры буквально заполонили толпы людей, желающих оформить такую подписку, лишь бы не расставаться с газетой из-за безденежья.
– И что вы тут стоите? Мало на свете других газет? – удивился кто-то из скептиков. На него посмотрели удивленно и обиженно:
– При чем тут другие газеты? Мы за СВОЕЙ стоим.
Может ли быть что-то дороже этих слов?
Всего нам пришлось открыть в районе 15 пунктов выдачи газеты, настолько высок был спрос на это новшество. Работали на этих пунктах активисты-общественники во главе с Е.Ф. Ковалевой, которые за символическую плату делали большое и нужное дело. Нам, журналистам, за наши «придумки», естественно, никто не платил. Позже, опять же из-за дороговизны доставки, газета стала выходить 1 раз в неделю. Но общий объем страниц оставался прежним – 12.
Я горжусь и тем, что в период ГКЧП, в августе 1991-го, пушкинская газета была одной из немногих ленинградских газет, вышедших в дни путча без купюр и точно по графику. На улицах ее просто рвали из рук – так страшен был вдруг возникший информационный вакуум. В нашей газете были напечатаны указы президента России, которые доставали через Ленсовет наши депутаты и приносили в газету. На это мало кто из газет мог решиться, или материалы в них снимали «цензоры» от представителей ГКЧП, предпринявшего попытку государственного переворота. Примером настоящего гражданского мужества стала для меня в те дни позиция редактора газеты Л.Р. Виноградовой. Сторонники ГКЧП и нам не давали покоя. Л. Р. Виноградовой позвонил некий высокий военный чин с требованием не выпускать завтрашний номер газеты, на что Любовь Романовна спокойно ответила, что редакция Министерству обороны не подчиняется. И газета была напечатана без всяких купюр. Ответственный секретарь газеты А. И. Буцкий вместе с депутатами тщательно спрятал пачки газет в типографии, сложив их в потайное место. Эта предосторожность оказалась нелишней, так как поздно ночью «неизвестные» лица взломали дверь в типографию и долго искали тираж газеты, чтобы уничтожить его, но так и не смогли найти. Да и будни редакции были непростыми. Безденежье, отсутствие необходимого оборудования, современной полиграфической техники. Первый компьютер появился в редакции в 1994 году. Да что техника! Не было даже бумаги!
Однажды раздобыли по случаю оберточную голубую бумагу Сыктывкарского производства, причем большего, чем нужно, формата. Что делать? Любовь Романовна уговорила рабочих типографии распилить бумажные рулоны... пилой «Дружба». В результате газета выходила с загадочными рваными краями, но выходила. Очень непросто пробивал себе дорогу в жизнь закон о средствах массовой информации. Впервые остро встала проблема взаимоотношений редакции и учредителя (с этими вопросами довелось столкнуться и мне в должности редактора газеты в 1997-2002 годах). А тут еще проблемы финансирования...
Как заработать на жизнь, когда понятия рекламы еще практически не существовало, а государство уже отказало газетам в дотациях? Деньги, заработанные на подписке, обесценивались инфляцией. Случалось, не выходили в свет даже центральные издания. Спасали «Царскосельскую газету» дотации на выпуск, которые выделяли глава Территориального управления Юрий Парфенович Никифоров и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Леонидович Киселев. Но проблем у редактора, конечно, хватало. Каждый месяц в редакцию поступало 200-300 читательских писем. Многие из них печатались на страницах газеты: отклики на публикации, предложения, жалобы... Ох, уж эти жалобы! К нам обращались по всем вопросам – от высокой политики до благоустройства дворов и протечек в квартире. Народ требовал гласности и «принятия мер». Магазины эпохи перестройки встречали покупателей пустыми полками, появились талоны на сахар, крупу, макароны. Неудивительно, что у людей возникло множество бытовых проблем, и вопросы типа «где можно обменять пачку сигарет на банку сгущенки» они также адресовали газете.
Пришлось ввести рубрику «Телефон дежурного по редакции», чтобы отвечать на бесконечные телефонные звонки. А совместно с Институтом правоведения и предпринимательства (ректор – Татьяна Ивановна Козлова) мы открыли бесплатную юридическую консультацию для подписчиков газеты. Девяностые годы были временем бурных политических процессов. Вопросы истории, российской государственности будоражили общество и выплескивались на страницы газет. С большим увлечением я готовила тематические страницы «На перекрестке мнений», «Позиция», «Сам себе репортер». Они всегда были открыты для читательских дискуссий. Газеты стали ближе к повседневной жизни людей: начали появляться первые частные объявления, а открытие на страницах «районки» «Службы знакомств» стало настоящим событием. А еще были викторины, розыгрыши призов для подписчиков газеты с участием спонсоров – предприятий района, конкурсы читательских писем (от шуточного «На самого любимого кота» до философского «Наш читатель XXI века»). А зарплата у сотрудников районных газет была весьма скромной. В связи с этим вспоминается еще один забавный эпизод. В начале
90-х годов по стране прокатилась волна забастовок работников образования, науки, культуры. Мы брали интервью у бастующих на территории района, выясняли их требования и искренне им сочувствовали, пока однажды не выяснилось, что наши доходы практически одинаковы...
Конечно, были у нас и ошибки, и неудачи. Как сказал поэт, «мы были всякими, любыми, не очень умными подчас...». Но мало кто знал, что коллектив редакции – это всего девять-десять сотрудников. И даже если половину из нас сваливал грипп, газета все равно выходила.
Наталья Горскова, член Союза журналистов, сотрудник редакции с 1986 по 2002 г. Продолжение следует
Материал «Царскосельской газеты», 4 – 10 апреля 2013 года