Непокоренные
11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата установлена по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о приближении войск союзников по антигитлеровской коалиции. В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. фашистами на оккупированных территориях было создано 14 000 концентрационных лагерей, через которые прошло 20 миллионов человек, познавших голод, холод, побои, унижение, смерть; в них погибло 12 миллионов. Для бывших узников фашистских концлагерей нашей страны большой человеческой удачей стало участие в состоявшемся 22 июня 1988 г. в Первом всесоюзном съезде бывших малолетних узников, проведенном по инициативе председателя Ассоциации Детского фонда СССР А. А. Лиханова. Именно этот год стал годом создания в Ленинграде общественной организации бывших малолетних узников, а постановлениями Совета Министров СССР № 825 в 1988 г. и № 914 в 1989 г. были узаконены права и льготы этой категории граждан страны. Очень важно, что люди, прошедшие через фашистские застенки, создали свои общественные организации. С тех пор прошло 25 лет.
В нашу общественную организацию бывших малолетних узников фашистских концлагерей (ООБМУФК) входят жители г. Пушкина, поселков Александровская, Детскосельский, Ленсоветовский, Шушары. По состоянию на 1 января 2013 г. в организации состоят 410 человек. В соответствии с Уставом задачами организации являются:
- оказание посильной помощи ее членам, тем, кто в несовершеннолетнем возрасте в годы войны притеснялся и страдал за колючей проволокой концлагерей, тюрем и других мест принудительного содержания, созданных фашистами;
- привлечение внимания общественности к проблемам бывших узников фашизма;
- сотрудничество с государственными структурами по вопросам здравоохранения;
- участие в патриотическом воспитании молодежи;
- участие в установленном законом порядке в проведении митингов, шествий и других мероприятий, проводимых в городе адми-
- нистрацией и муниципальным образованием;
- забота об увековечивании памяти узников фашизма – создание фотоальбомов, информационных стендов, ежегодное возложение цветов к памятникам жертвам войны.
Наша организация принимает активное участие в патриотическом воспитании молодого поколения. Основной формой этой работы является посещение школ, где бывшие малолетние узники делятся воспоминаниями, а также пополняют школьные музеи литературой, в которой описываются трагические события войны и ужасы фашистских лагерей. Выступают члены общества в средствах массовой информации.
Важная миссия – скрасить одиночество пожилых людей, сделать их жизнь интересней. В меру своих скромных возможностей мы поздравляем юбиляров с их памятными датами, посещаем больных на дому, приглашаем членов организации на экскурсии, концерты и другие культурные мероприятия.
Мы отдаем дань глубокого уважения героизму и жертвенности солдат, офицеров, партизан, руководителей Советской армии, разгромившей фашизм и нацизм, спасшей нашу страну от гибели и освободившей нас из фашистской неволи. Мы хотим пожелать всем, не покоренным фашизмом, мира в семье, стране, на Земле. Пусть ваша жизнь всегда остается наполненной пониманием и поддержкой единомышленников, теплом домашнего очага, любовью родных, близких и друзей.
Крепкого всем здоровья, счастья и удачи, долгих лет жизни, душевного спокойствия, уверенности в своих силах и оптимизма. Пусть сбудутся все наши самые сокровенные желания.
Л.М. ВАСИЛЬЕВА, Л.И. АЛЕКСЕЕВА
Воспоминания бывшей узницы
Моя автобиография, которая краткой не получилась. Я родилась в дер. Дубровка Пожеревицкого района Псковской области в семье служащего. Мама была домохозяйкой. В 1930 г. семья переехала в Ленинград. Переезд был вызван раскулачиванием семьи. Сначала снимали квартиру, затем переехали в пригород. В дер. Тярлево с 1931 по 1941 г. жили на Садовой улице, дом 4. С 8 лет училась в Глазовской начальной школе, которую окончила на «отлично». Получила похвальную грамоту. Она сохранилась до сих пор. Школу окончила в мае 1941 г. А 22 июня началась война с фашистской Германией. Немцы заняли Ленинградскую область, дер. Тярлево, Павловск и Пушкин.
Наш дом был разрушен во время налета фашистских самолетов еще до оккупации. Жили в землянках рядом с домом. Население стали выгонять из Тярлева в район Вырицы, Гатчины. Семья друзей предложила поехать с ними – у них были лошади – подальше от фронта. В ноябре была холодная зима. Взяли с собой одежду. По дороге просили у селян какую-нибудь еду или меняли ее на одежду. Собирали овощи, оставленные на колхозных полях, колоски ржи, пшеницы, льна, которые лежали в снегу неубранными. Варили на кострах кашу. Добрались в Псковский край. Остановились под Дедовичами в родной деревне отца (он еще до войны был болен, лежал в больнице им. Семашко в Пушкине). Жили в сарае, затем в комнатушке в бывшей школе. Мама, ее называли «белошвейкой», шила платья, пальто, стегала одеяла. За работу платили едой, кто чем мог. Наступило тепло. Папа умер в мае 1942 г., похоронили его в Пожеревицах у церкви. Могила не сохранилась, так как в церкви был устроен клуб, а землю вокруг нее превратили в площадку для танцев.
В начале 1943 г. немцы решили собрать беженцев и отправить в товарных вагонах в Германию. Ехали через Прибалтику. В это время ход войны изменился. Советские войска стали вытеснять захватчиков с территории СССР. Нас остановили в Латвии под Сигулдой, распределили по хуторам. Мы работали на богатых латышей. Мама и здесь зарабатывала на еду шитьем. Дедушка ухаживал за скотом, косил траву, сушил сено. Наш хозяин был человек добрый, образованный, кормил семью неплохо. На других же хуторах беженцам жилось очень тяжело. Но вот немцы собрали русских и отправили в лагерь под город Тукумс. Там строили железную дорогу от Риги к морю. Богатства из России перевозили в Германию. Жили мы на скотном дворе, спали на навозе, покрытом соломой. Кормили нас похлебкой, замутненной отрубями. Хлеба давали маленькие кусочки. Голодали. Спали в одежде, тесно прижавшись друг к другу. Эсесовцы приходили в наш сарай, выбирали молодых женщин, насиловали до смерти, бросали раздетыми на улице.
После того как по новой железной дороге пошли поезда, наш лагерь переправили в лес. Разместили в фанерных бараках. Взрослые пилили деревья, обрезали ветви. Дети и старики носили все к железной дороге для топки паровозов. Мы жили в лесу под Кулдигой, как потом оказалось, в Курляндском кольце. В начале мая 1945 г. наша немецкая охрана куда-то исчезла. Нас никто не кормил, не гонял на работу. Люди из лагеря побежали по хуторам и узнали, что война закончилась. Женщины пошли просить какую-нибудь еду – побираться. Но вот 12 мая 1945 г. в наш лагерь пришли совет-ские войска. Нам дали лошадей и повезли по выжженному дотла лесу в эвакопункт. Картина была страшная. Люди радовались, что остались живы. На сборном пункте нас помыли, проверили одежду, часть сожгли из-за вшей. Очень тщательно проверили документы у тех, у кого они сохранились. Подали товарный поезд, распределили по вагонам. Нашу семью из Ленинграда повезли домой. Это было в июне 1945 г. Мы остановились в Павловске.
Дядя, больной человек, пошел в Тярлево и увидел, что дом, в котором мы жили на Садовой, был разрушен и разобран на дрова приехавшими раньше нас людьми. Знакомые рассказали, что наши родственники вернулись из Восточной Пруссии раньше. Тетя работала на очистной станции. Там начальником был Степан Данилович Тютерев. Он знал нашу семью еще до войны. Всех устроили на работу, дали комнаты, которые были без полов и окон.
В сентябре 1945 г. я пошла в 5-й класс 409-й школы (теперь 500-й). Мне было 16 лет. В классе были и 12-летние девочки. Школа была женская. Училась. Вступила в комсомол. Летом в течение нескольких лет работала старшей вожатой в городском пионерском лагере. Старшие школьники были вожатыми. Особенно хорошо помогали в работе мальчики 406-й школы. О них я вспоминаю с благодарностью. Дружим до сих пор. Это Володя Смирнов, Миша Хесин, Слава Тарасов, Костя Акулов и многие другие. Все работали от души, бесплатно.
В 1951 г. закончила школу. Поступила в 1-й педагогический институт иностранных языков на английский факультет. В ЛГУ не приняли, так как я была в плену у немцев и считалась неблагонадежной. Но я была счастлива, так как у меня были очень хорошие учителя – руководители комсомола. Это незабываемые друзья: Нина Васильевна Немцева, Кима Федоровна Романова, Клавдия Алексеевна Кораблева и другие сотрудники Дома пионеров. Будучи студенткой, я все лето работала с пионерами. Замуж вышла еще в институте, мне было 25 лет. Муж служил в авиаполку в Североморске. Получал благодарности за хорошо подготовленные к вылету самолеты. Я приехала к нему, стала работать учителем в школе, была классным руководителем. За работу имею несколько благодарностей. До сих пор общаюсь с бывшими учениками. Среди них есть заслуженный учитель истории и завуч школы в Мурмашах, учителя, директора средних школ. Муж уволился из армии в 40 лет по состоянию здоровья. Его уже нет более 20 лет. В Пушкине я устроилась на работу в ЛСХИ, где проработала 30 лет преподавателем, была куратором групп. Учила студентов нескольких факультетов. Вела группы заочников. Готовила аспирантов к защите диссертаций. До сих пор дружим. Мне пишут, приезжают в гости в Пушкин.
С работы уволилась в 2001 г. в 72 года. Скучала по общественной деятельности, которая получалась. Сейчас я являюсь членом совета Общества бывших малолетних узников (БМУФК). Мне
84 года, есть сын, который стал военным. Он уже на пенсии, но работает. Его жена – врач-педиатр, внучка закончила Аграрный университет, замужем, родила правнука Егорку, очень забавный малыш. Все дружны.
Галина Полякова
Материал «Царскосельской газеты», 4 – 10 апреля 2013 года