Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Пушкинский машиностроительный завод в блокадном Ленинграде

В осажденном Ленинграде все 900 дней работал для фронта наш Пушкинский машиностроительный завод, который сейчас, как и до войны, расположен на улице Новодеревенской, 17. Самоотверженная работа в блокадном городе превратила рядовое предприятие в настоящий завод-герой, которому Военный Совет Ленинградского фронта поручал выполнение секретных и особо срочных заказов: "Катюш", "деталей № 10" и других. Руководил заводом перед войной и в дни блокады Яков Романович Штильман. "Он был для нас, как отец родной", – говорили о нем рабочие.

Город Пушкин. Начало войны

На 5-й день войны завод был переведен в систему военных предприятий. К нему прикомандировали Отдельный дорожно-строительный батальон, и это объединение получило название 26-я шоссейно-дорожная база (26-я ШДБ) Народного комиссариата обороны при Ленинградском фронте. Завод стал воинской частью.

С 23 июня до конца месяца с завода на фронт ушли 148 человек. Мужчины, получившие бронь, были зачислены в 76-й истребительный батальон. Им была поставлена задача – охранять от немецкого десанта перекрестки Московской Славянки, Киевского шоссе и другие.

Эвакуация

17 августа в Кировскую область ушел эшелон с семьями работников завода. Это был последний эшелон, которому удалось пройти через станцию Мга до занятия ее врагом.

Подготавливаемые для отправки в Кировскую область три эшелона с оборудованием завода по решению государственной комиссии были эвакуированы в Ленинград. Последний из них ушел со станции Детское Село утром 17 сентября, а вечером город захватили фашисты. С завода увозили все "до последнего винтика".

1941–1943 годы в кольце блокады

Разместили 26-ю ШДБ в освободившихся корпусах завода "Красный Октябрь" во Флюговом переулке, рядом с заводом им. Карла Маркса. Жили работники в доме, где была проходная завода, и в конторских помещениях. Кадры рабочих пополнялись за счет ремесленников из ленинградских училищ, многие из них, не ленинградцы, оставались жить также в доме- проходной. Поступали на завод и ленинградские рабочие, некоторые не ушли с завода и после возвращения его в г. Пушкин.

Сразу же с фронтов начала поступать в ремонт искалеченная военная техника (иногда для ремонта рабочие выезжали на боевые позиции), и параллельно шло изготовление корпусов снарядов и мин. В ноябре 1941 г. 26-й базе (в числе многих предприятий) было поручено выполнение важного секретного задания – изготовление "детали № 10".

Наступило самое страшное время блокады. 20 ноября 1941 г. в Ленинграде – пятое снижение норм выдачи хлеба: рабочим – 250 г, остальным – 125 г. Эти "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам" держались до 25 декабря 1941 г., когда норма была повышена: рабочим – 350 г, остальным – 200 г. Зима была жестокой, морозы доходили до –30°–40°С. В ноябре начались перебои с электроэнергией, в декабре ее подача почти прекратилась… Остановились на улицах трамваи и троллейбусы. 25 января в Ленинграде замерли машины последней электростанции. Замерзали люди...

Собрав последние силы, ручной тягой на санях рабочие завода притащили с ремплощадки динамомашину и дизельный тракторный мотор. Вручную, слесарной ножовкой резали швеллер для рамы, сверлили тоже вручную. Соединительную муфту точили на токарном станке, а вращали трансмиссию станка, используя мотор автомашины. Какая же была радость, когда появился свет в цехах и комнатах! Голодные истощенные люди тянулись к лампочкам, чтобы погреть закоченевшие руки. Затем изготовили 90 печек-времянок для отопления производственных и жилых помещений.

Но… накормить людей было нечем. Как и во всем Ленинграде, голод, холод, работа по 12–16 часов истощали силы. Было съедено все, что можно было съесть, похлебки варили из березового веника. В январе 1942 г.

3 дня на базу не привозили хлеб. "Общий котел" и дружная добрая заводская семья помогали держаться несмотря ни на что. С гордостью вспоминали заводчане это военное братство. Но люди гибли от голода и артобстрелов. На их место приходили новички, в основном ремесленники. На Пискаревском кладбище лежат 18 ребят-ремесленников 15–17 лет. В один день, 12 февраля 1942 г., умерли у станков два брата финны Александр (23 года) и Андрей (25 лет) Минна. Отличные фрезеровщики, они работали, привязав себя к станкам, сутками не отходя от них. В годы блокады завод потерял одну треть своего состава.

Нет, не от голода умирали они,
На посту своем погибали они!
Город свой защищали они!

"Катюши"

В декабре 1942 г. по решению Военного совета Ленинградского фронта поступил совершенно секретный и особо срочный заказ, обязывающий завод имени Карла Маркса совместно с 26-й ШДБ производить сборку реактивных минометных установок "Катюша" (из деталей и узлов, поступающих, в основном, из Москвы) на автомобилях "Студебеккер", уже оборудованных пультом управления. За срыв сроков выполнения задания ответственность – по законам военного времени. Работа производилась под руководством военных специалистов.

Круглосуточная работа стала нормой. Почти четверо суток подряд работал, не выходя из цеха, молодой слесарь Саша Черневский, когда случилось так, что ему не было замены: если он уйдет – график сборки "Катюши" будет сорван. И график не был сорван ни разу! Рабочие видели, как нужны "Катюши" фронту. Их боевые расчеты прибывали заранее и немедленно занимали свои места, едва заканчивались сборка и опробование "Катюш". При этом бойцы никогда не забывали пожать рабочим руки. Рабочие стояли у станка, как солдаты на фронте, не щадя жизни. За муки ленинградцев дивизионы "Катюш" обрушили на фашистов наводящий ужас огненный смерч.

К Ленинградскому дню Победы

В 1943 г. 26-я ШДБ выполняла важный военный заказ – мостовые разборные металлические фермы для переброски тяжелых танков через водные преграды. Рабочие выезжали на оборонные рубежи, монтировали, устанавливали фермы на переправах, а затем ремонтировали их после вражеских налетов.

Неоднократно выезжал на передовую шестнадцатилетний электросварщик Дима Тарасов. Впоследствии Дмитрий Алексеевич – ветеран завода, был занесен в заводскую Книгу почета. На 26-й базе он встретил свою будущую жену, свое счастье – 15-летнюю Зиночку – токаря. Для нее была изготовлена специальная площадка, чтобы она могла управлять станком.

Дважды ставился вопрос об эвакуации завода в Кировскую область, и каждый раз командование Ленинградского фронта отменяло этот приказ – завод был нужен блокадному Ленинграду.

Специалисты Пушкинского завода внесли достойный вклад в укрепление обороны северной столицы, в прорыв блокады и в Ленинградскую Победу. Все работники завода были награждены медалями "За оборону Ленинграда", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне". Были и награжденные орденами Красной Звезды, "Знак Почета". Все были удостоены звания "Участник Великой Отечественной войны".

В апреле 1944 г. завод вернулся в город Пушкин на прежнее место – за переездом в сторону Колпино. После войны менялись его названия: 26-й завод; Пушкинский ремонтно-механический завод.

На территории Пушкинского машиностроительного завода установлен памятник, на котором высечены имена работников завода, погибших в блокаду. 

ПОМНИТЕ!
Через века, через года,
ПОМНИТЕ!
О тех, кто уже
не придет никогда,
ПОМНИТЕ!
Не плачьте,
в горле сдержите стоны,
горькие стоны.
ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!

Вера ИВАНЕНКО