Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Жизнь в искусстве

3 сентября в 17.00 в большом зале Союза художников Санкт-Петербурга (Б.Морская,38) состоится открытие юбилейной выставки царскосельского художника Валентина Скачкова. Приглашаются все желающие.

Cвоеобразие современного отечественного искусства, в частности изобразительного, состоит в огромной полифонии форм выражения, в постоянном поиске чего-то нового, иногда непонятного для зрителя. Реалии сегодняшнего дня таковы, что арт-пространство разделено на отдельные специфические объединения, основными полюсами которых являются две противоположности: приверженцы традиционной школы и сторонники формального, иногда радикального подхода в творчестве. Становится все более очевидным, что наше общество, как никогда, остро нуждается в произведениях, несущих высокую художественную культуру, надежно защищающих нас от упадка и подравнивания под западные стандарты.

Жизнь в искусстве

Живопись петербургского художника Валентина Скачкова является достойным и убедительным образцом полнокровного, здорового искусства. Ему свойственно реалистическое воспроизведение действительности, восхищение, преклонение и любовь к родной земле, дорого прошлое и ценно настоящее. Рамки его творческих амбиций широки и многогранны, убежденность, работоспособность и одержимость любимым делом столь велики, что привели мастера к признанию в мире изобразительного искусства, где он заслуженно занял видное место.

В год своего 60-летия художник проводит ряд юбилейных выставок. Первая из них посвящалась малой родине, последующие прошли в российских культурных центрах Мадрида, Вашингтона, Вифлеема и Тель-Авива. Самая значительная пройдет в сентябре в залах Союза художников Санкт-Петербурга.

Отраден тот факт, что состоявшийся автор многочисленной коллекции картин помнит свои корни, благодарен людям, стоявшим у самых истоков его творчества, первыми заметившим талант будущего живописца. Трогательно вспоминает Валентин годы детства и юности, проведенные в Самаре, учебу в изостудии при Доме пионеров, затем в художественной школе, куда его принял без экзаменов преподаватель В.М. Клицель, впоследствии сыгравший заметную роль в становлении юного дарования. По прошествии многих лет произошла их неожиданная радостная встреча в Израиле, где художник находился с очередной выставкой. Там же был создан портрет убеленного сединами первого учителя.

После окончания Пензенского художественного училища им. К.П. Савицкого была учеба в Институте живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в городе на Неве, где ныне творит художник Валентин Скачков – член Союза художников России, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Объединения профессиональных художников Израиля. Он ведет активную выставочную деятельность в России и далеко за ее пределами.

Следует отметить, что на международный уровень Валентин претендовал еще в юном возрасте, когда его работы были представлены на выставке детских рисунков СССР в Монреале (Канада, 1968 г.) – с этого момента начинается отсчет творческого стажа.

Достигнув определенных высот, Валентин Скачков объехал весь мир, в его послужном списке участие в более чем 250 коллективных, 68 персональных выставках в 26 странах.

В 2010 г. ему выпала честь представлять Россию на III международном симпозиуме художников в Луксоре, где картина "Нильские боты" была приобретена Каирским музеем современного искусства. Эта волшебная страна пирамид, колыбель одной из древнейших цивилизаций покорила воображение художника. Здесь родился цикл пейзажей, один из которых "Луксор. У причала" подарен министру культуры Египта.

Необыкновенной и удивительной оказалась поездка на Мальту, место сосредоточения достопримечательностей, занесенных ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества. Старинные узкие улочки, средневековые крепости, замки, дворцы, умиротворяющая атмосфера, чудесные виды на море – идеальная возможность отойти от будничной суеты, погрузиться в приятное живописание.

Неуемная тяга познавать мир привела художника в Индию – дивную, экзотическую страну. Живописец попытался постичь иную культуру, ее традиции, особенности и донести до зрителя свои впечатления. На холстах появились рыбацкие поселки на берегу океана, индийские женщины в цветных, пестрых сари, их повседневные хлопоты.

Жизнь в искусстве

Художнику посчастливилось принять участие в Международной выставке современного и классического искусства "Art Beijing 2012" в Пекине, которая оказалась самой большой экспозицией подобного рода в Азии. Высокое мастерство живописца было замечено, широко освещено в СМИ Китая, и следствием этого стала последующая выставка в Харбине, приуроченная к торжественному открытию современного центра искусства.

В каждой творческой поездке Валентин много работал на пленэре, создавая эмоциональные, красочные, выполненные на одном дыхании произведения, какими являются: "Весной в храме Конфуция", "В буддийском храме" и другие.

Как бы не были увлекательны, интересны и плодотворны заморские путешествия, все же главной целью художника является воспевание родного края. Средняя полоса России стала основным центром приложения его творческих сил. Внимание живописца привлечено прежде всего к православным святыням. Недаром он на протяжении нескольких лет участвует в проекте "По святым местам", ставшем традиционным для группы художников, выезжающих для работы в монастыри. Преемственность поколений художник творчески осмысляет и воплощает в своих произведениях: "Коневецкий монастырь", "Монастырь в селе Дымково", "Ферапонтово", "Февраль в Горицах", "Вид на Кирилло-Белозерский монастырь" и другие.

Наиболее излюбленным в авторской коллекции картин является пейзаж, и в нем, как во вместилище чувств и переживаний, художник проявляет свою сущность, круг идей, свое мировоззрение. Архитектурному пейзажу уделяется особенное, пристальное внимание, хотя не обделен им и "чистый пейзаж".

Проникновенно и убедительно подаются мотивы северных деревень с их старыми рублеными избами, покрытыми патиной времени. Задушевность и некрикливая красота тихих и милых уголков отчизны прекрасно воплощена в образах самобытных, глубоких, где прочитываются грустные нотки о невосполнимых потерях. ("Дер. Тихоново", "Дер. Лукинки").

Художнику особенно близки и дороги облик Кирилло-Белозерского монастыря и пейзажи малой родины его жены Светланы, верного друга, неутомимой помощницы и организатора выставок и творческих поездок мужа.

Один из красивейших пригородов Петербурга Царское Село с его дворцовыми ансамблями, парками, соборами изображен в серии картин городского пейзажа: "Пруд в Александровском парке", "Весна. Екатерининский дворец", "Феодоровский собор".

Вектор творческих исканий Валентина Скачкова направлен на поиск духовного света, утверждение гармонии, красоты и радости. Проходящие выставки – это своеобразный отчет художника в юбилейный 2013 год перед своими земляками, родными, близкими, друзьями.

Нина МАРЧЕНКО,
искусствовед, художник