За точность фразы М.Ю. Лермонтова не ручаюсь, но смысл ее таков: история страны соткана из судеб каждого человека. И ведь как он был прав, Михаил Юрьевич! Это в очередной раз было доказано, когда старшеклассники школ Пушкинского района проводили исследования судеб и поступков участников Великой Отечественной войны.
Какие открытия сделали для себя подростки, познав судьбу героев своих исследований, и чему можно поучиться у них сегодня?
Алина Антипова (10-й класс школы № 409, представившая доклад "Небесные героини"): – Меня поразила судьба Марины Михайловны Расковой тем, что она опровергает всей своей жизнью, своим подвигом мнение, что женщина – слабое существо. Даже Некрасов не смог разрушить этот стереотип строками из поэмы "Кому на Руси жить хорошо": "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…". Это подтвердила всей своей жизнью Марина Михайловна Раскова. Она была духовно сильным человеком. Для меня ее жизнь стала примером, как важно быть сильным в экстремальных ситуациях и ничего не бояться, когда бывает очень трудно. Иногда не знаешь, как сориентироваться, правильно поступить, трудно принять решение. Раскова смогла выбрать и сделала много полезного для страны в трудные годы. Я себе часто задаю вопрос: смогла бы я так поступить в тяжелое время? Трудно ответить. Она смогла.
Виктория Редрова (16 лет, школа № 409. Тема доклада: "Ленинград в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы"): – Я живу в районе Красного Села и горжусь тем, что разрушенное во время войны так кропотливо и бережно восстанавливалось. Восстанавливались парки, дворцы, музеи. Город почти полностью был разрушен. По сути, его возрождали из руин. И руководил всеми восстановительными работами Георгий Иванович Беляев. Дни и ночи он и его команда разбирали завалы по кирпичикам, возвращая нашему городу первозданную красоту. Его талант организатора, трудолюбие и выносливость, энергия и оптимизм сделали невероятное – город ожил. Я горжусь, что живу в городе, которому вернул первозданную красоту, по сути, вторую жизнь, такой самоотверженный человек.
Полина Буянова (17 лет, гимназия № 406. Тема доклада: "История воздухоплавательного парка"): – Работая над своим докладом, я получила информацию о развитии авиации в России. Я очень интересуюсь историей. А история авиации как составляющая часть общей истории страны мне очень нужна, необходима, чтобы знать, как развивалось наше государство в целом.
Марика Отрешко (17 лет, гимназия № 402. Тема доклада: "212-я отдельная рота МПВО г.Колпино во время Великой Отечественной войны"): – Я знакомилась с участниками служб ПВО и поняла, что нужно иметь мужество и обладать способностью сосредотачиваться в нелегких ситуациях, уметь быстро принимать решение, нужны душевные силы и воля. И я бы очень хотела воспитать эти качества в себе. Меня поразило, как женщины могли в развалинах разгромленных домов искать людей, извлекать их из-под завалов, из-под обломков еле живых, искалеченных, а порой уже и неживых. Выдержка, сила духа – те человеческие качества, которые нужны были тогда. Мне незнакомо все это. Трудно представить. Для меня это просто нереально. И в мирное время катастрофы случаются: землетрясения, бытовые взрывы или аварии на промышленных производствах – везде первыми на помощь приходят спасатели. Но сейчас в числе спасателей находятся в основном мужчины. Женщины по большей части – психологи, они помогают пострадавшим выйти из шокового состояния, проводят реабилитацию. Сейчас эту работу выполняют подготовленные, обученные люди, профессионалы. А тогда, во время войны, на помощь шли наспех обученные граждане.
Ирина Харламова (14 лет, школа № 500. Тема исследования: "Огненные тараны"): – Я узнала, что боевой таран летчиков – это их собственное решение, и они делали этот выбор. Трудный выбор. Не каждый был способен на такой поступок – идти на таран. Только мужественные и отчаянные, имеющие большую силу воли. В нашей жизни тоже надо быть готовым пойти на таран: иногда кого-то защитить от хулиганов, отстоять от несправедливых обвинений, помочь кому-то порой в ущерб собственным интересам. И в этом меня убедили герои моих исследований.
Алена Моисеева (14 лет, гимназия № 406. Тема: "Дневники Великой Отечественной войны"): – Я поразилась крепости духа моих героев, о которых писала. Я поняла, насколько важно не терять присутствия духа в тяжелейших условиях выживания, когда голод уносил все силы. Мне было очень тяжело читать дневники блокадников. Я понимала, насколько трудно вынести все это и не терять надежды. Каждое слово, страничка давались им с трудом. Они рассказывали нам о пережитом, о том, что происходило с ними в тяжелые годы войны, о голоде, холоде, страхе…. Они писали, надеясь, что кто-то прочтет их записи. Я прочитала. И теперь никогда не забуду.
Екатерина Першко (15 лет, лицей № 410. Тема: "Хранители памяти"): – Люди, о которых я писала, – работники детских садов, детских домов и больниц. Это женщины, которые помогали выжить детям в блокадном Ленинграде. Они ходили по улицам в поисках оставленных без присмотра детей, выносили их на руках из-под сугробов. Они делились последним кусочком хлеба своего пайка, видя изголодавших, обессиленных детей, которые теряли сознание от голода. Они спасали их, понимая, что эти дети без родителей. Они рисовали с ними, вспоминая довоенное детство, чтобы хоть как-то скрасить их жизнь, отвлекая от грустных мыслей, мечтали о будущем прекрасном послевоенном времени. Я встречалась с бывшими воспитанниками. Они многое помнят. И нам бы не забыть тех людей, которые отдавали частичку себя во имя спасения детей.
Лариса НУЖДИНА,
педагог-организатор Дворца детского (юношеского) творчества Пушкинского района