На заре русской авиации оставили след в небе Царского Села известные впоследствии деятели отечественного летного дела. В их числе авиатор Георгий Горшков.
Просматривая в Российской национальной библиотеке подшивки старых петербургских газет первой половины ХХ века, я обнаружил ряд интересующих меня публикаций. Так, газета "Петербургский листок" от 9 мая 1912 г. сообщала своим читателям: "Блестящий полет из Гатчины в Кронштадт и обратно совершил 8 мая поручик Офицерской воздухоплавательной школы авиатор Георгий Горшков".
Вот некоторые подробности этого полета. "Отважный авиатор совершил свой путь через Красное и Царское Село. Он вихрем пронесся над дворцами, домами и церквями. Публика, видевшая авиатора, приветствовала его, размахивала платками, а он на своем крылатом коне несся все дальше и дальше. Вот уже пошли зеленеющие поля, показались верхушки деревьев и вдали заблестела зеркальная поверхность "хладных вод". Показались башни, форты, крейсеры, броненосцы. Авиатор летел над Кронштадтом".
О выдающихся успехах в авиации поручика Горшкова сообщалось и в газете "Кронштадтский вест-ник", которая пристально следила за развитием русской авиации. Так, сообщая об освоении нового самолета и отличной подготовке "военного летного кадра" на Гатчинском аэродроме, газета писала, что поручик Горш-ков произведен вне очереди в штабс-капитаны.
В Российском государственном военно-историческом архиве хранится послужной список полковника Георгия Георгиевича Горшкова. Вот некоторые выписки из него.
Родился в Уральской области, сын есаула. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище, Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Служил в саперных частях, в Брест-Литовском крепостном воздухоплавательном отделении, был заведующим Гатчинским аэродромом, помощником начальника авиационного отдела ОВШ.
С 19 августа 1914 г. – командир воздушного корабля "Илья Муромец". С 14 декабря 1914 г. – в действующей армии. С 9 мая 1917 г. – исполняющий обязанности начальника эскадры воздушных кораблей.
За боевые заслуги награжден шестью орденами и Георгиевским оружием "за то, что 15, 24 и 25 февраля 1915 г., лично управляя вверенным ему кораблем, произвел повреждение вражеских авиационных ангаров, железнодорожных путей и сооружений станции Вилленберг брошенными с корабля 42 бомбами. Произвел фотографирование станции, всех укреплений г. Вилленберга и выполнил разведку, доставив своевременно важные сведения о движении неприятельских войск и отсутствии вражеских войск у г. Плоцка вопреки имеющимся агентурным сведениям, чем оказал огромную услугу штабу армии". А также Высочайшие благоволения "за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий".
После революционных событий 1917 г. служил в Красной армии, был инспектором и членом Особого комитета Высшей военной инспекции РККА Украины.
11 мая 1919 г. Горшков получает мандат Высшей военной инспекции РККА с предписанием явиться в Одессу для инспектирования воинских частей. Однако мандатом этим Горшков не воспользовался… оказался в Бутырской тюрьме. О трагической судьбе отца мне рассказал сын Горшкова Олег Георгиевич.
Владимир КОРОЛЬ, историк