23 мая 1838 года, 175 лет назад, в Павловске, маленьком петербургском пригороде, служившем летней резиденцией царской семье, открылся музыкальный павильон. В период расцвета к павильону, спроектированному знаменитым русским архитектором Андреем Штакеншнейдером, примыкали ресторан и сад с живописным фонтаном. Павловский музыкальный вокзал стал невероятно модным местом. О том, как проходил в нем юбилейный 75-й сезон, рассказывает публикация краеведа Александра Садикова, подготовленная по материалам газет 100-летней давности.
О предстоящем музыкальном сезоне писали многие газеты. И не случайно, ведь Павловский вокзал встречал историческую дату: 1913 год являлся для него юбилейным, т. к. ровно 75 лет тому назад над молодым разраставшимся парком впервые пронеслась сильная и могучая волна дивной музыки.
К торжествам готовились, старались показать новые музыкальные программы, порадовать публику виртуозным исполнением.
По планам устроителей концертов симфонические вечера начинались в мае. Распределение вечеров оставалось по-старому, а именно, по вторникам и пятницам – симфонические вечера (русская и иностранная музыка), по понедельникам (не праздничным) – военный оркестр 1-го его величества Стрелкового полка под управлением Сабателли (в другие дни он играл по вечерам во время антрактов в саду). По средам и четвергам – балетная и оперная музыка, по субботам и воскресеньям и праздничным дням – вечера легкой музыки. Предполагая большой наплыв публики, начало вечеров «отодвинули» на 5 минут.
На радость организаторам открылся Павловск, как всегда, шумно и весело. Программа была составлена недурно. Оркестром управлял (с 1910 г.) известный завсегдатаям концертов Александр Петрович Асланов (1874 – 1960). Он сумел интересно составить программу юбилейных концертов. Замысел состоял в том, чтобы бегло воспроизвести последовательность «музыкальных эпох», представленных в свое время на павловской эстраде.
Если начало первого вечера прошло успешно, то его завершение озадачило многих. Вот, что сообщал по этому поводу корреспондент «Царскосельского дела».
«3 мая на открытие концертного сезона собралось очень много публики, преимущественно из Петербурга. Разъезд начался в 10 часов. Первые музыкальные поезда удалось отправить благополучно, но к поездам 11 и 12 часов набралось столько публики, что вместить ее всю в вагоны не было физической возможности. Поезд в 11 часов 45 минут тронулся в путь под несмолкаемые крики «ура», как только подали к перрону следующий, двенадцатичасовой поезд. Толпа «меломанов» отказалась ждать, когда администрации вокзала заблагорассудится открыть калитки на перрон: задние стали напирать на передних и с криками «ура» и ревом удовольствия двери перил были сорваны. Вал этой массы давил и толкал друг друга, публика ринулась на перрон, с боя занимая места в вагонах. Некоторые из пассажиров во время бега по перрону падали и получали незначительные ушибы».
Концерты в Павловске, прошедшие 22 и 25 мая, собрали многочисленную публику, искренне и преданно любившую музыку. При этом не обходилось без курьезов.
«Посетители музыкального вокзала обращали внимание на компанию молодых людей, носивших оригинальные головные уборы, а именно черные фетровые треуголки в стиле ХVIII века. Первое появление обладателей этих головных уборов вызывало на музыке всеобщее изумление, и по их адресу отпускались самые разнообразные замечания. «Ах, смотрите, испанцы», – воскликнула какая-то барышня, указывая своему спутнику студенту на молодых людей. «Нет, это ведь наполеоновская треуголка»,– авторитетно возражал студент. И много еще не менее глубокомысленных замечаний выслушали молодые люди, «хвалу и клевету приемля равнодушно». На вопросы друзей они отвечали, что им противен уродливый, банальный котелок, и что они предпочитают ему старинную изящную треуголку».
«В воскресенье 17 июня состоялся бенефис А. П. Асланова. При входе на эстраду г-н Асланов был встречен тушем оркестра и получил от него венок, а также несколько подношений от публики. Первым номером отделения стояло испанское каприччио Римского-Корсакова. Вторым номером выступила г-жа Чеглокова, исполнившая арию из оперы «Аида». Исполнение не понравилось публике: крикливый голос и абсолютное неумение владеть им произвели такое впечатление, что г-жу Чеглокову ошикали. Отделение закончил тенор г-н Д. А. Смирнов, спевший арию Хозе из оперы «Кармен» и на biss несколько романсов».
В воскресенье, 9 сентября состоялось закрытие Павловского вокзала. Уже в 7 часов вечера был вывешен аншлаг, что все билеты проданы, и приехавшая с последними поездами публика с разочарованием пыталась найти себе бесплатные места, но, разумеется, тщетно. «Первое отделение г-н Асланов отдал русским композиторам. Началось со Славянского марша Чайковского. Музыкальная картина Бородина «В Средней Азии» прошла значительно лучше. К удивлению публики был поставлен похоронный марш Шопена, совершенно негодный для закрытия сезона. Последним оркестровым номером была симфоническая картина Мусоргского «Ночь на Лысой горе» – вещь, игранная и переигранная сотни раз. Отделение закончила артистка Народного дома г-жа Маркова – лирическое сопрано. Второе отделение было отдано сплошь Вагнеру – явление на закрытии совершенно необычное. Из 3-го отделения публика выделила только «Фанданго» Направника».
По окончании юбилейного сезона 1912 г. критик, подписавшийся «Гольденрэй», подвел краткую статистику истекшему музыкальному «марафону». В том году «было значительно больше концертов отдано серьезной музыке, так называемых строго симфонических концертов было 25, т. е. на 6 больше прошлого года. Кроме того, было исполнено 13 концертов с преобладанием симфонической музыки, что в общей сложности дает 38 концертов с серьезной программой. Из общего числа концертов – 25 было исполнено под управлением г-на Асланова, а другие – под управлением дирижеров-гастролеров. Из этих последних наиболее интересны были гг. Сук, Каянус. Публика отметила, что среди произведений, исполнявшихся на юбилейных концертах, преобладали ранее здесь не звучавшие. Что касается до певцов и певиц, то сезон был ими не особенно обилен, и, кроме выступавших в платных концертах таких солистов, как Шаляпин и Смирнов, можно отметить артистов А. М. Маркову и М. И. Бриан, Г. А. Боссэ, Догонадзе и Серебрякова».
Завершился музыкальный сезон, и до следующего лета смолк Павловский вокзал. Многие грустят о прекращении музыкальных вечеров.