В лицее № 408 продолжаются семинары для родителей и педагогов, посвященные проблемам чтения и здоровья школьников.
Мы побеседовали с организаторами и участниками семинаров Вероникой Дмитриевной Лихаревой, нейропсихологом Центра психолого-медико-социального сопровождения Пушкинского района, и учителями начальных классов лицея № 408 Нелли Анатольевной Силаевой и Еленой Анатольевной Пановой.
– Родители и учителя, отчаявшись усадить детей за книги, задумываются, нельзя ли в наш век высоких технологий заменить чтение другими способами знакомства с шедеврами литературы?
Е. А. Панова: Такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Конечно, можно жить без книг, заменив их «информацией», как можно жить, заменив счастье благополучием. Но будет ли полноценной такая жизнь? Чтение – это воспитание души. Благодаря чтению происходит становление активной самостоятельной личности, умеющей сопереживать. Конечно, сегодня увлечь ребенка чтением гораздо труднее. Это становится кропотливой и тонкой работой родителей, учителей, психологов.
– Проблема чтения, без сомнения, актуальна. Учителя говорят о возрастающих трудностях при обучении чтению, родители жалуются, что дети не любят читать. Чем обусловлены такие проблемы?
В. Д. Лихарева: Нелюбовь к чтению может быть вызвана различными причинами. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние – это отношение к чтению в семье.
Часто ли ребенок видит родителей за книгой? Негативно влияют и попытки раннего обучения чтению, когда по всем законам физиологии и психологии читать еще рано. А вот игровой этап имеет важное значение в развитии. Если ребенок мало играл или его слишком рано посадили за книжки, ему сложно понять и представить то, что он читает. Поэтому читать ему неинтересно, проще посмотреть фильм. В решении этих проблем родители играют ключевую роль. Справиться же с трудностями чтения, вызванными внутренними причинами, без помощи невролога, психолога и логопеда затруднительно. К внутренним причинам относятся слабость нервной системы, незрелость отдельных психических функций и другие особенности развития.
– Вероника Дмитриевна, скажите, какая связь между чтением и здоровьем?
– Чтобы научиться читать, ребенку необходимо одновременно справляться с несколькими задачами: различать буквы, удерживать в памяти прочитанное, понимать его смысл и оставаться длительное время внимательным. Успешность при выполнении этих задач напрямую зависит от состояния здоровья нервной системы в целом и конкретно – головного мозга. К сожалению, сейчас уже при поступлении в школу у детей имеется внушительный багаж проблем со здоровьем. Помимо неврологического неблагополучия наблюдаются частые простудные заболевания, неправильная осанка, проблемы со зрением и пищеварением – все это оказывает негативное влияние на оптимальную работу нервной системы и, как следствие, – на весь учебный процесс. Ребенок быстро утомляется, ему трудно сосредоточиться, получение новых знаний превращается в пытку.
– Обучение в школе априори связано с трудностями. Как исключить перегрузки, чтобы не страдала содержательная часть учебы?
Н. А. Силаева: В школе ребенок встречается с увеличением нагрузки, и, чтобы справиться с ней, избежав нервного истощения, ему нужна помощь. Это не значит, что нужно выполнять за ребенка домашние задания и отказаться от различных кружков и секций. Многих проблем в учебе можно избежать, если следить за режимом сна, наладить правильное питание, а также организовать оптимальный досуг. Для каждого это будет что-то свое, но обязательно то, что нравится. Очень часто дети приходят в школу, не выспавшись. Они не могут сосредоточиться на уроке, лежат на парте, трут глаза… Причина этого – бесконтрольный просмотр телевизора. Зачастую дети перед телевизором засыпают. О качестве такого сна говорить не приходится. Подобная родительская халатность оборачивается для ребенка головными болями, снижением успеваемости и нервными срывами. Правильный отдых – залог высокой работоспособности. Мощный энергетический ресурс нервной системе дают физическая активность и свежий воздух. Кому-то из детей подойдет спортивная секция, которая поможет направить «лишнюю» энергию в нужное русло, воспитает самодисциплину. Благотворно влияют на физическое состояние, повышают эмоциональный фон занятия танцами. Театральный кружок подойдет для ненавязчивого развития памяти, а также будет прекрасной профилактикой психологических проблем.
На семинаре особое внимание было уделено правильному питанию. Мы представили работу своих учеников по проекту «Здоровый завтрак». Дети разрабатывали для себя такие завтраки, которые способствовали бы их наилучшему самочувствию в течение дня. В результате ребята научились читать этикетки, выделять полезные и вредные ингредиенты. Для подрастающего поколения очень важен осознанный, самостоятельный выбор продуктов и понимание того, что вкусно, но вредно для организма. К сожалению, дети повсеместно покупают себе на карманные деньги чипсы и вредные лимонады. А ведь если снизить в детском рационе потребление красителей и пищевых добавок, произойдут заметные изменения в поведении, снизится гиперактивность, улучшатся внимание и память, учеба будет даваться легче.
В. Д. Лихарева: Для детей с нарушениями речи особенно важна организация досуга. Если у ребенка имеется нарушение произношения, то стоит обратить внимание на пение в хоре, потому что здесь естественным образом происходит постановка правильного дыхания, улучшается артикуляция. Все, что связано с музыкой (танцы, пение, игра на музыкальных инструментах), очень полезно для детей, у которых имеются проблемы при овладении письмом и чтением. Рисование, лепка, любой прикладной вид искусства не только улучшают мелкую моторику, но, что самое важное, дают психологическую разгрузку, снимают напряжение и стресс. Все вышеперечисленные занятия – это неоценимый вклад в гармонизацию работы правого и левого полушарий головного мозга, повышение интеллектуального потенциала ребенка.
– Какие рекомендации вы можете дать родителям, чтобы чтение стало приятным и любимым занятием?
В. Д. Лихарева: В первую очередь, не стоит заставлять читать, ставя секундомер, или наказывать чтением. Таким способом можно добиться только ненависти к чтению и книгам. Дети не любят делать то, что трудно, в чем они неуспешны, им это неинтересно, как любому нормальному человеку. Помимо того, что книга должна соответствовать возрасту, отвечать интересам ребенка, чтение должно ассоциироваться с чем-то приятным, с маминым добрым голосом, располагающей обстановкой. К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения или чтения перед сном. Сыграли ли здесь свою роль телевизор или занятость родителей? Наверное, есть объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, человеческий.
Иногда же бывает так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги, книги, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: неинтересны ему ни мумми-тролли с хоббитами, ни приключения Тома Сойера. Значит, проблему надо искать глубже, совместно со специалистами. В Пушкинском районе почти в каждой школе работают психолог и логопед.
Консультацию невролога, который занимается проблемами, связанными с обучением, можно получить бесплатно, записавшись на прием в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Церковной, д. 37, в г. Пушкине.
Интервью взяла
Мария СЕМАКОВА