Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Ко Дню Победы / Призвание быть врачом

17 апреля почетный житель города Пушкина врач высокого профессионального уровня, долгие годы возглавлявшая больницу № 38 им. Семашко, Александра Павловна Петрова отметила свой 95-летний юбилей. Сейчас рядом с Александрой Павловной любящая дочь Нина и внучка Ирина, их забота, тепло, их сердечная доброта. И еще – память: о молодости, об утратах войны, непосильном труде на фронте, переезде из Ленинграда в Пушкин, радостях встреч и, конечно, о 36 годах, которые Александра Павловна отдала больнице.

Призвание быть врачемВопреки всем жизненным перипетиям больница им. Семашко со своей двухвековой историей всегда сохраняла лицо. И, прежде всего, благодаря таким требовательным, работающим с полной отдачей руководителям, как Александра Павловна:

– Я думаю, что для руководителя главными качествами были, есть и будут честность и требовательность, – рассказывает Александра Павловна. – Доверие коллектива заслужить не просто и очень легко потерять. Особенно, если ты молод. И, конечно же, многое приходится узнавать в ходе работы. Когда в 1959 году меня назначили заместителем главного врача, первые три дня работы стали для меня буквально испытанием: так много организационных и хозяйственных проблем навалилось. Спас, представьте себе, отпуск. И какая же я была счастливая вечером последнего дня работы. Ведь завтра мне не нужно будет решать какие-то вопросы в авральном режиме! (смеется). А ведь главврачи работают так ежедневно.

Отпуск закончился, и жизнь пошла своим чередом. С днями, полными забот, бессонными ночами, тревогами за коллектив, за вновь поступающих больных и тех, кто уже находился в палатах. В начале 60-х все отделения больницы располагались в старом корпусе на трех этажах. Штат медперсонала – около 700 человек, число коек – с полтысячи. Отделения терапии, травматологии, хирургии, гинекологии и родильное отделение Александра Павловна обходила каждое утра лично. К этим ревизиям врачи и медсестры готовились серьезнейшим образом, причем настолько, что придумали собственную «азбуку Морзе» и перестукивались по трубам, предупреждая: Петрова идет с проверкой!

Но требовательность Александра Павловна проявляла не только в отношении коллектива. Строга она была в первую очередь к себе:

– Я круглосуточно была в курсе того, что происходит в больнице. Даже квартиру от управления мне выделили напротив нее, чтобы из окна я могла видеть, что делается на всех этажах, и быстро прийти в случае чего. Вот мы всей семьей и наблюдали, 
и ходили. Больше всего я тревожилась за котельную, боялась, что там что-то может случиться из-за неосторожности. Часто среди ночи вставала и шла посмотреть, все ли там в порядке. Позже, когда я работала в исполкоме, я всегда обращала внимание именно на котельные.

«Все ли там в порядке»… Ответственность Александра Павловна воспитала в себе с юности, еще до войны. Отец многодетной семьи, где Александра была пятым ребенком, очень хотел, чтобы в доме был врач. Его мечта сбылась. После школы Саша поступила во Второй медицинский институт на базе больницы им. Мечникова и окончила там 5 курсов. А потом началась война.

– День начала войны помню хорошо, – продолжает Александра Павловна. – Я встретила его в родном Ленинграде, где жила моя семья. Стоял теплый день, мы сидели на ступенях у кинотеатра «Москва», что на улице Огородникова. Объявили о выступлении Молотова. Мы никак не могли понять, что значит слово «война». Казалось, это на две недели, не более. Мы пережили тогда какой-то патриотический подъем и спешно отправились на призывной пункт. Даже болезнь отца и матери не остановила меня. А ведь у них у обоих был рак. Сейчас, наверное, многие в моем положении могли бы воспользоваться немощью родителей и уклониться от службы. Но тогда и мысли об этом не было, мы хотели защищать родной город.

По распределению как медицинского работника и незамужнюю женщину 23-летнюю Александру отправили в Казахстан. К месту назначения в село Шемонаиха ехали сначала в товарном поезде до Семипалатинска, а затем плыли на пароме через Иртыш.

– Тогда Шемонаиха была маленьким поселком. Теперь разрослась до размеров города, – вспоминает Александра Павловна. – Я огляделась на месте: работать предстояло в больничном городке, а жить – в небольшом домике для врачей. В Шемонаихе моей напарницей стала Шура «маленькая», а меня звали Шурой «большой». Под мою ответственность отвели 40 коек.

Медицинская служба в Казахстане оказалась лишь подготовкой к более серьезному испытанию. В мае 1942 г. Александру и еще несколько человек отправили в Москву на переподготовку с дальнейшим распределением. Она попала в санитарную часть артиллерийского полка. Здесь ей пришлось испытать все ужасы и тяготы войны.

– Мы работали в переносных палатках, оперировали на нескольких столах. Перебазировались пешком, все тяжести таскали на себе в мешках. Это уже потом нам выделили машины – студебекер.

Мне достался самый сложный участок: я попала на сортировку. Эти картины не забыть: раненых столько, что не знаешь, к кому первому идти. Сначала я терялась, но потом врачебный рационализм взял верх. Помню одного мальчика, он лежал на земле, очень замерз, дрожал. Я сняла свою шинель и накинула на него. Многим мы успели помочь и отправить в медсанчасти и госпитали, кому-то помочь уже было нельзя…

Так, пешком и на студебекере, выполняя непосильную работу, Александра Павловна добралась до Кенигсберга, до самого дня Победы. Потом были встречи с любимыми людьми: сестрами, будущим мужем. Но мамы, папы и брата Георгия в живых уже не было, умерли в блокадном Ленинграде.

В 1947 г. Александра Павловна вслед за мужем переехала в Пушкин. В разрушенном послевоенном городе жить пришлось сначала в прачечной детских яслей, где приютила молодую семью заведующая Т. Червякова. Город – жилые дома, больницу, поликлинику жители восстанавливали своими силами.

Мирное время принесло мирные заботы. Александра Павловна начала работу в качестве врача-терапевта на одном из трех участков в Пушкине. Подведомственными ей территориями стали отдаленные поселки Тярлево, Александровская и Шушары:

– Это была работа на износ. Утром я проводила прием в поликлинике, затем уходила на вызовы и после этого возвращалась в больницу. Были еще и дежурные вызовы. Вечером я просто падала с ног.

Но любовь к профессии оказывалась сильнее физической и эмоциональной усталости. Врачом-терапевтом Александра Павловна проработала 10 лет. В 1959 г. ее назначили на должность руководителя родной к тому времени районной больницы № 38 им. Семашко.

– Я довольна своей жизнью, – заключила Александра Павловна, – думаю, все было правильно: я отдала ее своему призванию. Когда мне в очередной раз настойчиво предложили остаться на работе в исполкоме, я отказалась. Странно, ведь многие стремились на такие должности, а я хотела скорее вернуться в больницу. Наверное, просто любила свою работу.

Беседовала
Татьяна Шаповалова