Памятник участникам боевых действий будет установлен в Пушкине на пересечении улиц Саперной и Гусарской. Его открытие планируется на 15 февраля 2014 года – в 25-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Проект курируется администрацией Пушкинского района, муниципальным образованием г. Пушкин и районным отделением межрегиональной общественной организации ветеранов боевых действий «ВОИН». Памятник возведут на народные пожертвования. Решение об этом было принято 15 февраля 2012 г. в ходе встречи актива партии «Единая Россия» с ветеранами в День памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами РФ.
Проект памятника, организация его архитектурной среды и разработка объемно-планировочных решений принадлежат Валентину Федоренко – члену Союза архитекторов. Композицию «Знак воинам-интернационалистам» разрабатывает скульптор, член Союза художников Виктор Зайко. Проект уже утвержден Градостроительным и Общественным советами Санкт-Петербурга. Проект постановления правительства Санкт-Петербурга «Об установке памятника участникам боевых действий в г. Пушкине» проходит согласование в установленном порядке.
Мемориал, состоящий из обелиска, устремленного к небу, и стелы с высеченной на ней надписью «Участникам боевых действий» и списком «горячих точек» станет одной из выразительных доминант мемориальной части Царского Села. Расположенный вблизи исторического захоронения на Казанском кладбище и комплекса Софийского собора, он увековечит память о воинах, сражавшихся в «горячих точках» за пределами нашей Родины и на территории Российской Федерации. Памятник станет символом героизма русского солдата и триумфа его побед. Он напомнит о несправедливо забытых, «белых» страницах отечественной истории.
Как рассказал редакции председатель Совета Межрегиональной общественной организации «ВОИН» депутат муниципального образования г. Пушкин Валерий Стененко, идея создания памятника родилась около десяти лет назад. Непростым оказался выбор композиции памятника. Он должен был соответствовать градостроительному плану города, чтобы достойно занять свое место среди архитектуры и скульптуры прошлых лет.
Не будет преувеличением сказать, что вплоть до девяностых годов тема участия советских войск в интернациональных войнах находилась под грифом секретности. Она не освещалась в средствах массовой информации, не обсуждалась общественностью. Тем не менее, военнослужащие срочной службы и офицерский состав героически выполняли боевые задачи. Они проливали кровь во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Африке, Афганистане, на Северном Кавказе.
Многие из ветеранов, их родные и близкие поддерживают связь между собой. Боль их потерь невосполнима.
Вспоминает Зоя Сергеевна Воронина, вдова участника боевых действий в Афганистане майора Геннадия Николаевича Воронина: «Мой муж уехал служить в Афганистан по приказу в числе первых. Эта война фактически сломала нашу жизнь. Два с половиной года с перерывом на лечение в госпитале под Ригой он, как и многие русские военнослужащие, выполнял интернациональный долг. Служить приходилось в городе Кундузе: в жутких условиях, при ежедневной дневной температуре +50 градусов, ограничениях в пище. Он был в должности начальника штаба и выполнял задачи опознавателя: идентифицировал трупы русских солдат. Физическая и психологическая нагрузка отразилась на здоровье мужа: он был истощен. Мне же все эти годы приходилось жить в ожидании. Тогда я работала в Пушкинском военном училище радиоэлектроники, которое окончил Гена. Дни, когда приходил телетайп, были для меня испытанием, ведь он извещал о погибших. Геннадий Николаевич вернулся в 1983 г. Он почти ничего не рассказывал, но его состояние было мне понятно. Мужа мучил послевоенный синдром, многие ночи стали для него бессонными. Цынга лишила его улыбки. А какая она была в молодости…»
Геннадий Николаевич умер в 1988 г. в возрасте 48 лет в Пушкине. Последним ударом, который подкосил русского офицера, стало неблагодарное слово чиновника. «Мы, как и многие тогда, пытались получить квартиру. Мужу пришлось обратиться в администрацию, где юрист ему грубо ответил: «Пусть вам дает квартиру тот, кто вас туда посылал…».
Геннадий Николаевич похоронен на кладбище в поселке Динамо. Зоя Сергеевна сейчас живет в Коммунаре, у нее есть дочь и сын. Она часто встречается с вдовами погибших и умерших от ранений, с сослуживцами мужа, которых с каждым годом становится все меньше.
Татьяна Алексеева
Продолжение следует