260 лет назад в австрийском городе Зальцбурге, который тогда называли северным Римом, родился Вольфганг Амадей Моцарт. Дата его рождения 27 января 1756 года – для русского читателя символический день.
27 января 1832 года маленькая трагедия – на самом деле по-шекспировски великая – «Моцарт и Сальери» впервые была поставлена в петербургском Большом театре. Если учесть, что Моцарт родился 27 января, а Пушкин был смертельно ранен в этот день, то есть над чем поразмышлять нумерологам.
Пушкин задумал свою трагедию в Михайловском в 1825 году. И завершил работу над ней в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Первоначальный заголовок был «Зависть». «Как рано зависти привлек я взор кровавый и злобной клеветы невидимый кинжал», – писал о себе восемнадцатилетний поэт. И нельзя сказать, что пушкинисты имеют более или менее определенный ответ на вопрос, кто эти завистники юного Пушкина. Но какого же гения не сопровождает зависть?
О конгениальности Пушкина и Моцарта говорилось, писалось не раз, но и логика жизненного пути того и другого поражает сходством. Блистательное начало и горестный конец. Уйма сомнительных диагнозов смертельной болезни Моцарта и около десяти подозреваемых авторов пасквиля, спровоцировавшего гибель Пушкина. Оба избрали рискованный путь свободных художников, воспринимали самих себя как независимых профессионалов, владеющих своим «ремеслом», гордых своей мастеровитостью. Моцарт: «Я люблю, чтоб ария подходила певцу с точностью хорошо сработанного платья». Пушкин: «На свою конченую поэму я смотрю, как сапожник смотрит на пару сапог»…
Моцарту «черный» человек заказывает «Реквием». Пушкину «белый человек» предсказан гадалкой А.Ф.Кирхгоф.
Когда в 1825 году европейские газеты сообщили о смерти композитора Антонио Сальери, который пережил Моцарта на 34 года и перед смертью мучимый угрызениями совести признался в отравлении «бога музыки», Пушкин усмотрел здесь трагедию зависти.
В наши дни именем Сальери называют театры, улицы, музеи. Ему ставят памятники, устраивают фестивали в его честь. Сальери сорок лет был «первым композитором» Австрийского двора, прекрасно материально устроенным. У Моцарта же все умопомрачительные творческие успехи были обратно пропорциональны финансовым, словно по какому-то злому колдовству. И похоронили-то его по третьему разряду в общей могиле для бедняков, никак не отмеченной. Провожающие дошли только до ограды кладбища святого Марка – якобы из-за снежной бури. Но в двадцатом веке американский музыковед Николаус Слонимский сделал запрос Венской метеорологической службе – оказалось, никакого ветра и снега в тот день не было! Возникающие вопросы не имеют ответов уже более двух веков. За гробом якобы шли несколько музыкантов, в том числе Сальери, и какой-то нищий. Об этом нищем невольно думаешь, читая рассказ певицы Венской оперы Алоизии Ланге, первой любви Моцарта: «Моцарт ненавидел холеных хлыщей от музыки, но если какой-нибудь нищий музыкант, понимающий искусство, заходил к нему, то он охотно играл для него не только часами, но и целые дни подряд». У Пушкина, правда, наоборот: слепой скрипач играет «из Моцарта», доставляя ему радость и вызывая возмущение Сальери. В глубине полувековой давности Пушкин разглядел этого «слепого скрипача».
Русский поэт, можно сказать, провидел характер и даже конкретные детали жизни человека, чей лучезарный гений был ему соприроден. Спор о том, отравил или нет Сальери Моцарта, никогда не закончится. Но многие верят Пушкину. Н.А. Римский-Корсаков создал одноактную оперу «Моцарт и Сальери», а композитор А.К. Лядов называл пушкинскую трагедию лучшей биографией Моцарта.
Элеонора Лебедева