Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Дни воинской славы России: «Морской Суворов»

225 лет назад, 11 сентября 1790 года русская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова одержала победу над турецкой эскадрой у мыса Тендра.

В 1790 году у мыса Тендра произошел напряженный бой, в результате которого турки потеряли более двух тысяч своих людей, 700 из которых были пленены. Сдались в плен и семь турецких кораблей. Русский корабль ни один не был потерян. Состоял русский флот из 10 линейных кораблей, 1 бомбардирского корабля, 6 фрегатов, 23-х вспомогательных судов и около 1400 орудий. 25 человек были ранены, и 21 человек при сражении погиб.

В чем была суть этого морского сражения? После присоединения в 1783 году Крыма к России на Черном море усилился русский флот, что, конечно, вызвало недовольство турков. Русско-турецкие отношения значительно обострились. При поддержке Франции и Англии, в августе 1787 года Турция выдвинула ультиматум России. Естественно, тогдашняя Россия решительно отказала Турции, которая в ответ начала в сентябре военные действия на Черном море. Роль и задачи Черноморского флота России были следующие – содействие сухопутным войскам, пресечение морских передвижений противника и оборона крымского побережья от возможного десанта.

В начале августа 1790 года на Дунае русские войска начали наступление против турок. Участвовать в наступлении должна была и гребная флотилия под командованием О.М. де Рибаса, которая, однако, не могла добраться в Дунай из-за крупной турецкой эскадры, находившейся в западной части Черного моря. Из Севастополя на помощь пришла эскадра под командованием тогда контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Турки в бой решили не вступать, а отойти. Но Ушаков, даже не перестраиваясь из походного порядка в боевой, сразу стал атаковать противника.

Бой длился полтора часа, и в результате турецкие корабли получили серьезные повреждения – часть их была уничтожена, в том числе и «Капудание» – лучший турецкий корабль. А часть кораблей была захвачена в плен. Среди захваченных кораблей был линейный корабль «Мелеки-Бахри», который впоследствии отремонтировали и ввели в строй, переименовав его в «Иоанна Предтечу».

После победы в сражении у мыса Тендра Федор Ушаков отвел флот в Одессу, которая называлась тогда Гаджибей. Там его уже встречал генерал-фельдмаршал князь Потемкин-Таврический, прибывший из Ясс с приказом, в котором говорилось о значимости победы Черноморского флота, послужившей к его чести и славе.

«Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Русские моряки одержали полную победу, открыв путь в Дунай гребной флотилии, и сражение у мыса Тендра сыграло важную роль в победе России в войне с турками 1787-1791 годов.

Не забывая о славном доблестном прошлом русских войск, мы с почтением сегодня отмечаем все Дни воинской славы России. А наша славная история должна стать примером для всех современных войск России – примером героизма, мужества и сокрушимой победы над врагом.

***
Согласно записи в метрической книге церкви Богоявления-на-Острову в семье дворянина Федора Игнатьевича и его жены Параскевы Никитичны Ушаковых, глубоко благочестивых супругов, приверженцев русской старины, 13 февраля 1745 года родился мальчик Федор. Кроме будущего флотоводца, в семье было два брата: Степан, Иван и сестра Дарья. Федя с детства был болезненным ребенком, правая нога при ходьбе причиняла ему сильную боль. Очевидно, по этой причине он поступил в морской кадетский корпус на два года позднее сверстников. Отец в прошлом, как и его брат Иван Игнатьевич, служил в лейб-гвардии Преображенском полку мушкетером. Он принимал участие в войне 1735-1739 годов с Османской ордой. После рождения третьего сына был произведен в сержанты и отпущен со службы в отставку. Болезнь опорно-двигательного аппарата, безусловно, повлияла на выбор профессии Ф.Ф. Ушакова. Ни в кавалерию, ни, тем более, в инфантерию (пехоту) Федор не подходил по здоровью.

15 февраля 1761 года Ушакова приняли в Морской шляхецкий корпус кадетом. Ему шел шестнадцатый год. Федор отличался от своих товарищей и ростом и отношением к учебе. Согласно Регламенту о кадетских корпусах дворянских недорослей зачисляли на обучение с четырнадцатилетнего возраста. В морском учебном заведении того времени давали глубокие знания в области математики, географии, навигации и мореходной астрономии. Наравне с французским кадетов обучали и английскому языку, так как большинство морских карт, лоций и книг по навигации издавалось в Англии. Кроме того, как правило, морскую практику и стажировку гардемарины и кадеты проходили в то время на британском флоте. 1 мая 1766 года Ф.Ф. Ушаков был произведен в мичманы Российского императорского флота.

Для дальнейшего прохождения службы его назначили на корабль, приписанный к флоту Балтийского моря, трехмачтовый пинк «Наргин». Парусников типа «пинк» в русском флоте насчитывалось около 30 единиц. Эти сравнительно небольшие двух-трехмачтовые боевые корабли имели на своем вооружении до двадцати орудий и представляли серьезную угрозу пиратам и каперам. Парусник, на котором начал службу молодой мичман, готовился к походу вокруг Скандинавии в северный российский порт Архангельск. Командир корабля бывалый моряк капитан-лейтенант Петр Иванович Глотов стал первым наставником будущего флотоводца. Знакомство с экипажем, изучение такелажа корабля, предварительная штурманская прокладка курса на карте, определение предполагаемых мест обсерваций (определение места корабля в море), первые самостоятельные ходовые и якорные вахты и многое другое… Двадцати четырех часов в сутках молодому мичману не хватало. Это плавание заложило прочный фундамент в становление будущего флотоводца.

По возвращении в Кронштадт Ф.Ф. Ушаков был откомандирован на Дон под команду контр-адмирала Д.Н. Сенявина. А 30 июля 1769 года был произведен в лейтенанты и назначен командиром «Парома № 5». Здесь Федор встретил свою первую и единственную любовь. Молодые люди уже договорились о свадьбе и готовились к венцу, но Ушакова откомандировали на Черное море. Мать любимой девушки во время длительного отсутствия молодого моряка настояла на замужестве с богатым греком по фамилии Метакса. Когда Ушаков вернулся, его возлюбленная Катенька качала в колыбели своего первенца Егорушку. (Пройдет двадцать лет, и морской офицер Егор Метакса примет участие в сражениях объединенной русско-турецкой эскадры с французским флотом в Средиземном море под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова). Горю молодого офицера, потерявшего любимую, не было границ… Он едет в Санаксарскую мужскую обитель к дяде Ивану Игнатьевичу – иеромонаху. Дядя, как мог, утешил племянника, и, видимо, при его одобрении и участии Ушаков принял обет безбрачия, который не нарушил до конца жизни.

В 1775 году Федор Федорович был переведен на Балтийский флот, произведен в капитан-лейтенанты и на фрегате «Северный Орел» ушел в Средиземное море. Скорее всего, дядя через графа Алексея Орлова, своего товарища по службе в гвардии, отправил племянника подальше от любимой. Только 24 мая 1779 года Ф.Ф. Ушаков вернулся в Кронштадт. В следующем году его назначают капитаном придворных яхт ее императорского Величества. За непродолжительную службу при дворе Федор Федорович своей честностью, набожностью, нравственной чистотой и добросовестной службой завоевал доверие и уважение Екатерины II. Впоследствии на кляузы, жалобы и доносы на флотоводца она однажды заявила: «Не трогайте Ушакова, я его знаю…». Тем самым положила конец его оговорам, которые возобновились после ее смерти. Екатерина щедро награждала Ушакова орденами, званиями, крепостными крестьянами и землей. Да он этого и заслуживал своими беспримерными победами. Первого января 1782 года Ушакова производят в капитаны 2 ранга, а в июле 1783 года направляют в Херсон на строительство нового Черноморского флота. Здесь на верфях он не только строит корабли, но и борется с эпидемией чумы, за что был награжден орденом «Святого Владимира» IV степени. В мае 1785 года на линейном корабле «Святой Павел» Ушаков перешел в Севастополь. Начинается активное строительство города и Черноморского флота.

В 1787 году грянула русско-турецкая война. Султан Селим III приказал своему флоту уничтожить русский флот и Севастополь. 3 июля 1788 года в сражении у острова Фидониси в составе эскадры контр-адмирала М. Войновича, командуя авангардом, бригадир Ушаков разгромил турецкую эскадру, за что был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. В результате морских сражений у мысов Гаджибей и Калиакрия Ушаков фактически оставил Османскую империю без флота и тем самым утвердил полное господство русского флота на Черном море. Заслуги Г.А. Потемкина и Ф.Ф. Ушакова в создании Черноморского флота и его форпоста – крепости и порта Севастополя трудно перереоценить.

***
5 августа 2001 года при участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, а также многих иерархов и священства России прошло прославление адмирала Ушакова в лике месточтимого святого Санаксарской епархии в Санаксарском монастыре.

9 мая 2002 года в городе Саранске был заложен камень, символизирующий начало строительства Федоровского кафедрального собора, а в октябре установлен памятник Ф.Ф. Ушакову на греческом острове Керкира.

С 16 по 20 сентября того же года состоялась конференция священства и ученых Афин, Керкиры, Москвы и Крыма «О роли Ушакова и русского флота в создании первого греческого православного государства после трехсотлетнего оттоманского ига».

С 3 по 8 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви определил: «Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской православной церкви праведного воина Федора Ушакова: 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября».
 
В сентябре 2015 года в Кронштадте установлен памятник Ф.Ф. Ушакову. Прошло 270 лет со дня рождения великого флотоводца. Слава о его подвигах будет греметь раскатами залпов корабельных орудий, пока существует Российский флот на планете Земля.

Дмитрий Кронушев