РЕМОНТ ТЕПЛОТРАССЫ
Работы по замене теплотрассы, развернутые на Софийском бульваре, Петербургском шоссе и улице Генерала Хазова, вызывают много вопросов. Например, почему энергетики выбрали технологию наружного монтажа теплотрассы, ведь, кроме уродующего город трубопровода, наносится значительный ущерб его благоустройству.
Эти и другие вопросы наших читателей мы изложили в письме, которое отправили в адрес организации «МежрегионТеплосетьЭнергоремонт Санкт-Петербург», специализирующейся на выполнении комплекса работ, связанных с реконструкцией, капитальным ремонтом и строительством тепловых сетей как собственными силами, так и с привлечением субподрядных организаций. Уже на следующий день в редакцию позвонил заместитель начальника производственно-технического отдела «МТЭР Санкт-Петербург» Вадим Александрович Горяинов, а через полчаса он приехал в редакцию, чтобы ответить на наши вопросы.
– Специалистами нашей компании развернуты работы от Привокзальной площади до бывшего строительного училища. Протяженность трассы составляет 1,5 км, диаметр труб – 500 мм. Решение о проведении ремонта теплотрассы вызвано ее аварийным состоянием. Судя по фрагментам маркировочных деталей, трасса была проложена в 1982 году, т. е. прослужила более 30 лет. Для того чтобы во время производства работ потребители продолжали получать тепло, по поверхности земли проложена временная теплосеть. Это трубы такого же диаметра – 500 мм.
Проектом реконструкции трассы предусмотрены реконструкция тепловых подземных камер, их ремонт, осушение, выполнение дренажных работ. После проведения сварочных работ и опрессовки пройдет испытание труб на прочность. У нашего предприятия есть собственная лаборатория, специалисты которой проводят ультразвуковой анализ качества сварки и присваивают каждому стыку трубы номер. Если нет скрытых дефектов, лаборатория дает заключение на проведение изоляционных работ. После этого трасса испытывается высоким давлением, в 2,5 раза превышающим рабочее. Если замечаний у комиссии нет, то трасса перезапитывается на основную схему, а времянка отключается и демонтируется.
После этого будут проведены работы по восстановлению озеленения. Мы уже заключили договор с пушкинским предприятием, имеющим лицензию КГИОП, поскольку Софийский бульвар является памятником ландшафтной архитектуры. Траншея будет засыпана песком, чтобы в дальнейшем при эксплуатации не было просадок грунта. Фрезой будет срезан старый асфальт от поребрика до поребрика. От Московского переулка до Привокзальной площади будет положен новый асфальт. На самой площади трасса по проезжей части не идет, врезка в основной трубопровод пройдет по газону возле вокзала.
– Как долго трубы будут находиться на поверхности – год, два года?
– Нет, конечно, нам никто не разрешит так долго проводить работы. Государственным контрактом предусмотрен срок – сентябрь 2013 г. Трасса не столь протяженна, чтобы работать так долго. Могу рассказать о нашем опыте работы в прошлом году во Фрунзенском районе. Мы перекладывали магистраль протяженностью 5 км, следовательно, 10 км труб (так как идут две трубы – подающая и обратная) диаметром 1200 мм. К работе приступили после крупной аварии в зимнее время. Уложились за полгода, к началу отопительного сезона. На Софийском бульваре диаметр труб меньше, да и километраж небольшой, поэтому сроки выполнения работ будут значительно короче.
– Монтаж временной теплотрассы относится к дорогостоящим работам. Насколько они оправданы?
– Все обусловлено временем проведения работ. Летом, когда на улице тепло, есть возможность замены теплотрассы без устройства временной. Конечно, эта технология дешевле, но в этом случае потребитель будет лишен горячей воды на несколько месяцев. Как правило, такие работы проводятся в течение трех месяцев. Жильцов заблаговременно извещают об этом. На ремонтируемом участке ставят заглушки, трасса осушается, и производится замена труб. Вариант с времянками более дорогой. Заказчик несет большие затраты, но зато не страдают потребители. Используется временная труба, а в землю укладываются новые трубы в пенополиуретановой изоляции. Процесс достаточно сложный. Времянку нужно сварить, потом промыть, чтобы грязная вода не забила отопительные приборы у жильцов. Промывка совершается по определенной технологии. Вода подается в трубу под давлением, и на выходе специальными приборами фиксируется прозрачность воды. Контроль чистоты воды осуществляется в присутствии сотрудников местной теплосети, после чего они дают разрешение на переключение.
– Скажите, на каких еще участках по замене теплотрассы работают специалисты компании «МТЭР Санкт-Петербург» в Пушкине?
– На Петербургском шоссе производится замена трассы длиной 450 метров и на улице Генерала Хазова – 1200 метров.
– На улице Хазова трубы лежат уже долгое время, их забрасывают мусором, они портятся под влиянием осадков.
– В настоящее время идет передача этого объекта нашей организации. Ранее договор на выполнение работ был заключен с небезызвестной компанией «Петроком». Мы сможем приступить к выполнению работ на улице Генерала Хазова после того, как нам будет передана проектная документация и ГАТИ определит сроки выполнения работ. При приемке площадки комиссия даст заключение о состоянии труб. Если они пришли в негодность в результате бесхозяйственного отношения, то они будут вывезены и заменены на другие. Если физическая возможность их промывки реальна, то мы это осуществим. Этот вопрос будет решать комиссия в присутствии владельцев трассы – ГУП ТЭК.
На участке Петербургского шоссе (от университета им. А. С. Пушкина до Кузьминского шоссе) работы только разворачиваются. Мы приступили к ним, хотя подписание договора находится в стадии оформления, понимая, что в случае сильных морозов возможна катастрофа и большой квартал останется без тепла. Постараемся максимально сократить срок проведения работ на этом участке.
– Вадим Александрович, при переходе с постоянной системы отопления на временную и наоборот возможны ли перебои с отоплением? Не будет ли холодно в домах?
– Нас жестко ограничивают во времени владельцы трассы – не более суток. Когда в декабре на Софийском бульваре мы врезались на времянку, старались выбрать день с оптимальной температурой – не ниже –5 градусов. Технология переключения достаточно сложная. Нужно закачать несколько тысяч кубометров горячей воды, убрать из труб воздух, для этого установлены специальные краны и многое другое. Сначала осуществляется врезка одной трубы, потом другой. Когда работы уже начались, мороз усилился, жители в районе улицы Глинки почувствовали, что в квартирах стало прохладнее, но до критической температура не упала. У нас трудятся профессиональные сварщики, и коллектив работает слаженно. Мы очень надеемся, что после окончания работ жители г. Пушкина будут вспоминать о нашем предприятии с благодарностью.
Светлана Покровская, фото автора
Материал «Царскосельской газеты», 31 января – 6 февраля 2013 года № 51 (10007)