Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Магазин кроссовок "Три кроссовка"

Магазин кроссовок "Три кроссовка"

Мы рады представить вам уникальный ассортимент из более чем 150 моделей кроссовок, которые станут идеальным дополнением к вашему образу.

Презентация в клубе "Отечество" / Литературная тетрадь Кривича

Этой презентации долго ждали любители литературы.

Книга "Литературная тетрадь Валентина Кривича", изданная в 2011 году, наконец дошла до читателей Царского Села.

Но лучше поздно, чем никогда. Презентация состоялась на заседании клуба "Отечество", работающего при библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Предполагалось, что на нее приедет автор вступительной статьи профессор университета Ватерлоо (Канада) Зинаида Гимпелевич. Не сложилось. Поэтому книгу представляли главный редактор и директор издательства "Серебряный век" Галина Груздева и Владимир Уржумцев.

Прежде всего, о самом Валентине Иннокентьевиче Анненском-Кривиче (1880–1936). Он был единственным сыном выдающего поэта Серебряного века И.Ф. Анненского (1855–1909), директора Царскосельской Николаевской мужской гимназии. Иннокентий Федорович был женат на Надежде Валентиновне Хмара-Борщевской, которая была старше его на 14 лет и к моменту выхода замуж за Анненского уже имела двоих детей. Иннокентий Федорович, не отличавшийся крепким здоровьем, с женитьбой приобрел любящую подругу и духовно близкого человека. Она стала его добрым ангелом-хранителем.

Валентин Анненский родился в 1880 году в Бельском уезде Смоленской губернии. В ранней юности он вместе с родителями переехал в Царское Село. Здесь они жили в служебной квартире в здании Царскосельской Николаевской мужской гимназии, где он и учился. В 1903 году окончил юридическое отделение Санкт-Петербургского университета. С 1906 по 1914 год Валентин Кривич работал юридическим консультантом в чине коллежского асессора Министерства путей сообщения. С 1915 по 1918 год занимал управленческую должность в Министерстве финансов, заведовал отделом сберкасс. После прихода к власти большевиков зарабатывал на хлеб, причем довольно скудный, в различных ведомственных издательствах. Принимал учас-
тие в литературных вечерах, читая стихи своего отца, а также свои. Он написал много поэтических произведений, рассказов, пробовал свои силы в детской литературе, в критике. До революции Валентин Кривич (этот псевдоним он взял, памятуя о том, что мать принадлежала к белорусскому роду, а по его мнению, белорусы происходили из славянского племени – кривичи), печатал свои произведения в журналах "Всемирный вестник", "Вестник Европы", "Аполлон", "Нива" и других. После же смены режима в России печатался крайне мало. В 1912 году вышел его единственный сборник поэзии "Цветотравы". Иннокентий Федорович в статье "О современном лиризме" дал оценку творчеству сына, сравнив его с Буниным в поэзии.

Валентин Анненский-Кривич был дважды женат. Причем, в первый раз на Наталье фон Штейн, родной сестре поэта Сергея фон Штейна, который, в свою очередь, был женат на родной сестре Анны Ахматовой Инне. Поэтому не случайно в квартиру молодых Валентина и Натальи приходили Анна Горенко (Ахматова), Николай Гумилев, Эрих Голлербах и другие их друзья. После 10 лет жизни с Натальей Валентин Иннокентьевич развелся с ней и вскоре женился на Елене Александровне Хмара-Борщевской. От этого брака появилась единственная дочь Елена (1922–1976), по-домашнему Лала. К сожалению, Валентин Кривич не нашел хорошо оплачиваемой работы при советской власти, но в его квартире сохранилось множество старинных вещей, принадлежавших родителям. По воспоминаниям подруги Лалы Н.К. Филипповой, когда взрослых не было дома, Лала нашла ключи от большого письменного стола и постепенно исследовала его содержимое. Она нашла там множество писем Иннокентия Анненского, его поэтическое наследие. Хотя семья Валентина Кривича испытывала постоянные материальные лишения, но ему не пришло в голову продать это богатство. В то же время он переиздал поэтический сборник отца "Кипарисовый ларец" и оставил множество воспоминаний о нем. В 1936 году Валентин Кривич скончался от туберкулеза. Перед этим он долго болел, был похоронен на Казанском кладбище на семейном месте, вместе с отцом и матерью.

Жизнь его самых близких людей сложилась не очень удачно. После смерти мужа Елена Александровна, долгое время работавшая машинисткой в Ленинграде, перешла на работу в детский санаторий, находившийся на Московском шоссе. Лала с началом войны поступила на работу в госпиталь для раненых, располагавшийся в Доме партийного просвещения (дворец Палей). Ни жена, ни дочь Валентина Кривича не успели эвакуироваться из Пушкина и оказались в оккупированном городе. Они были отправлены в лагерь, где им удалось выжить. После войны они обосновались в Зеленогорске. Лала работала медсестрой в местной больнице, родила сына Георгия. Анненские старательно избегали разговоров о своем знаменитом предке Иннокентии Анненском.

Что же представляет собой литературная тетрадь Кривича? Это альбом, подобный тем, которые вели в конце XIX – начале XX века. Основу их составляли посвящения адресату: стихи, пожелания и тому подобное. Так как альбом принадлежал Валентину Кривичу, поэту, то из 180 оставленных в нем автографов большинство принадлежало поэтам. Валентин Кривич начал вести тетрадь в 1907 году, а последние записи относятся к 1929 году. В начале тетради оставил свое стихотворение отец – Иннокентий Анненский, затем следует стихотворение Кривича, озаглавленное "Самому себе". Понимая ценность этой тетради, Валентин Иннокентьевич впоследствии на первых страницах проставил фамилии людей, расписавшихся в ней. В конце жизни он передал эту тетрадь, сборник отца "Кипарисовый ларец" и другие материалы из семейного архива в Российский государственный архив литературы и искусства.

Самое удивительное, что "Литературная тетрадь Валентина Кривича" была известна специалистам, да и не только им, давно. Различные авторы неоднократно обращались к ней, публикуя те или другие выдержки. Но вот исследовать, прокомментировать ее попыток никто не предпринимал. Этим и занялась Зинаида Яковлевна Гимпелевич, филолог по образованию, а ныне профессор университета в канадском городе Ватерлоо. Разбирала она тетрадь около семи лет, попыталась выявить всех, кто оставил в ней автографы. Правда, полностью атрибутировать послания ей все же не удалось. В конце книги она представила биографические справки на людей, расписавшихся в тетради.

Итак, в тетради Кривича расписались поэты, писатели, оставившие заметный след в литературе. В ней – поэтические посвящения Александра Блока, Федора Сологуба, Анны Ахматовой, Николая Гумилева. Расписались в ней Вера Аренс (ее родная сестра была женой известного искусствоведа Николая Пунина), переводы которой высоко оценивал Александр Блок, Ирина Одоевцева – поэтесса, писательница, мемуариастка, ученица Николая Гумилева. Некоторые из поэтов, представленных в тетради, впоследствии подверглись репрессиям и погибли. К ним, в частности, относится Сергей Нельдихен-Ауслендер, погибший в заключении в 1942 году.

Хотя основную часть тетради заполняют автографы поэтов, в то же время расписались в ней и композиторы, и художники. Внук композитора Николая Римского-Корсакова, тоже композитор, Георгий оставил свои ноты романса на стихи Кривича. Кстати, романс на слова Кривича "Наши встречи" успешно исполнял Александр Вертинский. Кроме стихов и нот, в тетради есть и рисунки. Их оставила, в частности, художница Ольга Делла-Вос-Кардовская. Широко известны ее портреты Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Чтобы представить, как Валентин Кривич выглядел в конце 20-х годов, есть в тетради его портрет, написанный художником Алексеем Харламовым.

В целом, тетрадь – это целый пласт русской культуры, связанной с Царским Селом, что, бесспорно, будет интересно читателю.

Марина Орлова
Фото автора