Этой презентации долго ждали любители литературы.
Книга "Литературная тетрадь Валентина Кривича", изданная в 2011 году, наконец дошла до читателей Царского Села.
Но лучше поздно, чем никогда. Презентация состоялась на заседании клуба "Отечество", работающего при библиотеке им. Д.Н. Мамина-Сибиряка. Предполагалось, что на нее приедет автор вступительной статьи профессор университета Ватерлоо (Канада) Зинаида Гимпелевич. Не сложилось. Поэтому книгу представляли главный редактор и директор издательства "Серебряный век" Галина Груздева и Владимир Уржумцев.
Прежде всего, о самом Валентине Иннокентьевиче Анненском-Кривиче (1880–1936). Он был единственным сыном выдающего поэта Серебряного века И.Ф. Анненского (1855–1909), директора Царскосельской Николаевской мужской гимназии. Иннокентий Федорович был женат на Надежде Валентиновне Хмара-Борщевской, которая была старше его на 14 лет и к моменту выхода замуж за Анненского уже имела двоих детей. Иннокентий Федорович, не отличавшийся крепким здоровьем, с женитьбой приобрел любящую подругу и духовно близкого человека. Она стала его добрым ангелом-хранителем.
Валентин Анненский родился в 1880 году в Бельском уезде Смоленской губернии. В ранней юности он вместе с родителями переехал в Царское Село. Здесь они жили в служебной квартире в здании Царскосельской Николаевской мужской гимназии, где он и учился. В 1903 году окончил юридическое отделение Санкт-Петербургского университета. С 1906 по 1914 год Валентин Кривич работал юридическим консультантом в чине коллежского асессора Министерства путей сообщения. С 1915 по 1918 год занимал управленческую должность в Министерстве финансов, заведовал отделом сберкасс. После прихода к власти большевиков зарабатывал на хлеб, причем довольно скудный, в различных ведомственных издательствах. Принимал учас-
тие в литературных вечерах, читая стихи своего отца, а также свои. Он написал много поэтических произведений, рассказов, пробовал свои силы в детской литературе, в критике. До революции Валентин Кривич (этот псевдоним он взял, памятуя о том, что мать принадлежала к белорусскому роду, а по его мнению, белорусы происходили из славянского племени – кривичи), печатал свои произведения в журналах "Всемирный вестник", "Вестник Европы", "Аполлон", "Нива" и других. После же смены режима в России печатался крайне мало. В 1912 году вышел его единственный сборник поэзии "Цветотравы". Иннокентий Федорович в статье "О современном лиризме" дал оценку творчеству сына, сравнив его с Буниным в поэзии.
Валентин Анненский-Кривич был дважды женат. Причем, в первый раз на Наталье фон Штейн, родной сестре поэта Сергея фон Штейна, который, в свою очередь, был женат на родной сестре Анны Ахматовой Инне. Поэтому не случайно в квартиру молодых Валентина и Натальи приходили Анна Горенко (Ахматова), Николай Гумилев, Эрих Голлербах и другие их друзья. После 10 лет жизни с Натальей Валентин Иннокентьевич развелся с ней и вскоре женился на Елене Александровне Хмара-Борщевской. От этого брака появилась единственная дочь Елена (1922–1976), по-домашнему Лала. К сожалению, Валентин Кривич не нашел хорошо оплачиваемой работы при советской власти, но в его квартире сохранилось множество старинных вещей, принадлежавших родителям. По воспоминаниям подруги Лалы Н.К. Филипповой, когда взрослых не было дома, Лала нашла ключи от большого письменного стола и постепенно исследовала его содержимое. Она нашла там множество писем Иннокентия Анненского, его поэтическое наследие. Хотя семья Валентина Кривича испытывала постоянные материальные лишения, но ему не пришло в голову продать это богатство. В то же время он переиздал поэтический сборник отца "Кипарисовый ларец" и оставил множество воспоминаний о нем. В 1936 году Валентин Кривич скончался от туберкулеза. Перед этим он долго болел, был похоронен на Казанском кладбище на семейном месте, вместе с отцом и матерью.
Жизнь его самых близких людей сложилась не очень удачно. После смерти мужа Елена Александровна, долгое время работавшая машинисткой в Ленинграде, перешла на работу в детский санаторий, находившийся на Московском шоссе. Лала с началом войны поступила на работу в госпиталь для раненых, располагавшийся в Доме партийного просвещения (дворец Палей). Ни жена, ни дочь Валентина Кривича не успели эвакуироваться из Пушкина и оказались в оккупированном городе. Они были отправлены в лагерь, где им удалось выжить. После войны они обосновались в Зеленогорске. Лала работала медсестрой в местной больнице, родила сына Георгия. Анненские старательно избегали разговоров о своем знаменитом предке Иннокентии Анненском.
Что же представляет собой литературная тетрадь Кривича? Это альбом, подобный тем, которые вели в конце XIX – начале XX века. Основу их составляли посвящения адресату: стихи, пожелания и тому подобное. Так как альбом принадлежал Валентину Кривичу, поэту, то из 180 оставленных в нем автографов большинство принадлежало поэтам. Валентин Кривич начал вести тетрадь в 1907 году, а последние записи относятся к 1929 году. В начале тетради оставил свое стихотворение отец – Иннокентий Анненский, затем следует стихотворение Кривича, озаглавленное "Самому себе". Понимая ценность этой тетради, Валентин Иннокентьевич впоследствии на первых страницах проставил фамилии людей, расписавшихся в ней. В конце жизни он передал эту тетрадь, сборник отца "Кипарисовый ларец" и другие материалы из семейного архива в Российский государственный архив литературы и искусства.
Самое удивительное, что "Литературная тетрадь Валентина Кривича" была известна специалистам, да и не только им, давно. Различные авторы неоднократно обращались к ней, публикуя те или другие выдержки. Но вот исследовать, прокомментировать ее попыток никто не предпринимал. Этим и занялась Зинаида Яковлевна Гимпелевич, филолог по образованию, а ныне профессор университета в канадском городе Ватерлоо. Разбирала она тетрадь около семи лет, попыталась выявить всех, кто оставил в ней автографы. Правда, полностью атрибутировать послания ей все же не удалось. В конце книги она представила биографические справки на людей, расписавшихся в тетради.
Итак, в тетради Кривича расписались поэты, писатели, оставившие заметный след в литературе. В ней – поэтические посвящения Александра Блока, Федора Сологуба, Анны Ахматовой, Николая Гумилева. Расписались в ней Вера Аренс (ее родная сестра была женой известного искусствоведа Николая Пунина), переводы которой высоко оценивал Александр Блок, Ирина Одоевцева – поэтесса, писательница, мемуариастка, ученица Николая Гумилева. Некоторые из поэтов, представленных в тетради, впоследствии подверглись репрессиям и погибли. К ним, в частности, относится Сергей Нельдихен-Ауслендер, погибший в заключении в 1942 году.
Хотя основную часть тетради заполняют автографы поэтов, в то же время расписались в ней и композиторы, и художники. Внук композитора Николая Римского-Корсакова, тоже композитор, Георгий оставил свои ноты романса на стихи Кривича. Кстати, романс на слова Кривича "Наши встречи" успешно исполнял Александр Вертинский. Кроме стихов и нот, в тетради есть и рисунки. Их оставила, в частности, художница Ольга Делла-Вос-Кардовская. Широко известны ее портреты Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Чтобы представить, как Валентин Кривич выглядел в конце 20-х годов, есть в тетради его портрет, написанный художником Алексеем Харламовым.
В целом, тетрадь – это целый пласт русской культуры, связанной с Царским Селом, что, бесспорно, будет интересно читателю.
Марина Орлова
Фото автора