Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Наследие

Музей храмов Царскосельского благочиния

В самом сердце Царского Села, в нижнем помещении Екатерининского собора открылся уникальный музей храмов Царскосельского благочиния. Большое подвальное помещение напоминает скорее пещерный храм: устланный крепкими гранитными плитами пол, белоснежные стены и сводчатые арки-переходы между условными залами. Здесь можно увидеть "материнскую" кирпичную кладку здания, созданную еще при архитекторе Константине Тоне.

В красивых витринах необычной формы расположились артефакты. При помощи современного цифрового оборудования на наших глазах в течение нескольких секунд происходит компьютерное восстановление собора – от фундамента до золочения куполов. На стенах – живописные полотна, портреты царскосельских священнослужителей, фотографии, фрагменты золоченой резьбы. В центре зала – огромный макет, где в едином пространстве соседствуют узнаваемые исторические здания церквей, соборов, часовен – памятники архитектуры и истории. Как признается генеральный директор благотворительного фонда "Создание собора святой Екатерины в Царском Селе" А.В. Кращук, идея создать в храме музей появилась давно, еще на этапе сбора материалов для проекта воссоздания собора:

– Мы провели большую работу в государственных архивах, – рассказывает Александр Валентинович, – затем, в 2006–2007 годах – раскопки, выявившие много предметов, заслуживающих внимания. В архивах открылись удивительные материалы, связанные с историей царскосельских храмов – не только этого, но и других. Материалы, которые мы обнаружили в процессе работ по проектированию, оказались очень ценными, и мы поняли, что они должны стать достоянием всех, кому дорога история. В процессе строительства храма идея окончательно сформировалась. Помещение было отдано под музей с благословения протоиерея Геннадия Зверева. Теперь здесь выставлены вещи, ценные своей причастностью к собору, – горожане приносили предметы, долгими десятилетиями хранившиеся у них дома. Используемые в новом музее электронные технологии обошлись нам всего дороже, но они дают возможность каждому посетителю получить массу ценной информации.

Путь к возрождению

Научное содержание экспозиции нового музея, подбор материалов для нее, историческое их сопровождение на протяжении нескольких лет осуществляет директор Историко-литературного музея г. Пушкина Наталья Алексеевна Давыдова. Профессионал высокого класса, любящий и как никто понимающий музейное дело, она с искренней радостью создает в родном городе еще один объект истории и культуры как свидетельство непрерывности нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека и того сложного пути, который им пройден.

– История Екатерининского собора в Царском Селе настолько многогранна, многопланова и символична, что как только родилась идея восстановления этого в свое время поруганного и взорванного храма, стало понятно: при храме должен быть музей, – говорит она. – И с первых шагов общего дела, с акции "именной кирпич в стену храма" на скромных стендах появились небольшие экспозиции, фотографии, исторические материалы. Все годы возрождения храма мы собирали материалы и накопили их, чтобы создать такой музей.

Музей – это, прежде всего, подлинные предметы. Казалось бы, после того, что произошло, не должно было что-либо сохраниться. Но нам удалось собрать достаточно много материалов, которые представлены сейчас в экспозиции. Собор создавался по воле императора Николая I архитектором Константином Тоном в те же годы, что и храм Христа Спасителя в Москве. Еще живы были воспоминания о победе русского оружия в войне 1812 года, и эти идеи аккумулировались в творчестве Тона. Державность, государственность отразились в облике этого храма, как восхищение историей и могуществом нашего государства. Не случайно К. Тон обратился к русским традициям в отличие от иностранцев, создававших до этого Царское Село.

Ничто не предсказывало тогда страшной судьбы храма, где было собрано столько блестящих произведений русских художников. Он должен был оставаться навеки, как достояние России. Но, к сожалению, после событий октября 1917 года началась трагедия собора. Первым пал отец Иоанн Царскосельский, священник храма. На четвертый день после октябрьского переворота без суда и следствия он был расстрелян на глазах у своего малолетнего сына. Это как бы предопределило разрушение храма. И уже в 1935 году, когда был выслан последний настоятель – протоиерей Николай Смирнов, начались годы безвременья, лжи и клеветы. Люди, пытавшиеся сохранить собор, обращались в разные инстанции, но, как свидетельствуют найденные протоколы, все шло в разрез. В последний момент, когда было принято решение о взрыве здания, староста храма Ольга Соловьева и казначей Ольга Никитина поехали в Москву к Калинину, попали на прием и получили заверение, что храм будет сохранен. Они вернулись, и на их глазах произошло разрушение собора. У этих женщин оказалась долгая жизнь, они даже присутствовали при возведении памятника Ленину в 1960 году на этом месте. К сожалению, вряд ли они представляли, что храм, о котором они так радели, будет когда-либо восстановлен.

Но история повернулась так, что храм восстановлен, и в нем открылся музей, в котором можно проследить весь его долгий путь к людям. Трагическая история оказалась со счастливым концом. Все мы помним, как объединились жители нашего города, жители Петербурга и, наверное, страны, когда стали возрождать собор. Все пытались внести хоть какой-то вклад в его воссоздание. Так, Валентина Ивановна Матвиенко отдала свою премию, Александр Валентинович Кращук – состояние и полжизни. Тысячи людей приобретали кирпич и получали сертификат. Идея возрождения храма оказалась очень объединяющей, и это замечательно, что в нашем обществе произошел такой порыв. Это оптимистично. Я надеюсь, что уж теперь-то у этого храма долгие годы жизни.

Уникальная экспозиция

– Мы постарались отразить в экспозиции всю историю собора, начиная с проектов Тона, – продолжает Н.А. Давыдова. – Одновременно мы начали собирать биографии царскосельских священников. Лиц духовного звания на 1910 год в Царском Селе было около трехсот, а священства – до ста человек. И когда мы делали галерею священников, то стало видно, как удивительна и судьба собора, и их судьба. Замечательные биографии у всех священников полковых храмов, которые были участниками боевых действий. Так, иеромонах Амвросий погиб на поле битвы. Настоятель Феодоровского храма Кибардин, который служил затем в Казанской церкви в Вырице, где при Серафиме Вырицком был настоятелем, дважды побывал в лагерях, и все равно остался духовно очень сильным. Как судьба отца Иоанна – первомученика среди священства в новую безбожную эру, так и судьба всех остальных, безусловно, знаменательна. У нас в музее представлены их биографии. Посмотрев на портрет, вы можете с помощью электронных средств почитать о каждом участнике галереи.

Замечательно, что мы собрали много подлинных вещей. Прежде всего, это вещи из раскопа. Храм взрывали дважды – первый раз в 1939 году, второй раз, когда устанавливали фундамент под памятник Ленину. И все равно артефакты удалось извлечь из земли. Всего было собрано 711 предметов. Это осколки паникадил, фрагменты церковных облачений, отделочный материал храма. Нам удалось показать подлинную храмовую резьбу, в чем помог музей-заповедник "Царское Село". Замечательное распятие из собора Екатерины подарил ГМЗ "Царское Село" нам в 2010 году к 300-летию Царского Села в присутствии Патриарха всея Руси Кирилла.

Среди самых редких экспонатов – дарохранительница из алтаря храма. Когда перед взрывом Екатерининского собора чиновники описывали вещи, то казначею Ольге Никитиной один из членов комиссии по изъятию церковных ценностей эту дарохранительницу просто положил в карман. Потом по клеймам установили, что это произведение известного петербургского ювелира Ванестрема, и находилась она здесь с самого основания собора. Это бесценный дар. Музей объединил усилия очень многих людей. Возрождая храм, мы возвращались к традиционным ценностям, к Богу, и это очень важно.

Обретение произведений Федора Бруни

В XIX веке в царскосельском соборе святой Екатерины поражали своей красотой живописные иконы и картины, выполненные лучшими художниками того времени. Среди них произведения Федора Бруни. Известно, что его успехи в обучении в Академии художеств были отмечены в 1813 году серебряной медалью и золотыми часами из рук императрицы Елизаветы Алексеевны. В зрелые годы художника на его творчество обратил внимание и высоко оценил талант Николай I, поручив ему расписывать царскосельскую дворцовую церковь.

Большая икона-картина "Моление о чаше" Ф. Бруни украшала храм святой Екатерины. Одно из ее авторских повторений в день открытия нового музея было преподнесено ему в дар от Ирины Петровны Комаровой, которая 23 года назад стала обладательницей авторской копии Бруни. Она перешла к ней от финской тети.

– Я счастлива, что могу внести свою маленькую лепту в такой значимый музей, – призналась она. – Решение о передаче произведения появилось, когда я прочла альманах "Екатерининский собор" благотворительного фонда и узнала о запрестольном образе храма. Подтверждением того, что у меня авторская копия "Моления о чаше", служит один эпизод. В 1987 году моя финская тетя впервые приехала в Ленинград и сразу попросила, чтобы мы сходили на могилу художника Ф. Бруни. Я, конечно, удивилась и спросила, почему для нее это так важно? Она ответила, что в ее доме в Хельсинки висит картина "Моление о чаше". Эта уникальная авторская копия с большой картины впоследствии попала в их семью. Теперь эта картина-икона лежит на аналое в новом музее.

Еще одна картина-икона Бруни "Тайная вечеря" располагалась в иконостасе над Царскими вратами собора. Во время Великой Отечественной войны полотно украли немецкие оккупанты, и только благодаря стараниям А.М. Кучумова, который входил в комиссию по розыску похищенных гитлеровцами ценностей, оно было возвращено из Риги в Екатерининский дворец.

Сегодня "Тайная вечеря" вновь предстает перед посетителями нового музея. Безукоризненность рисунка, дополненная удивительной пластичностью изображаемых фигур, тонкой передачей света, покоряют. Но оказывается, демонстрируемое полотно – это прекрасно выполненная фотография шедевра, ее создал фотохудожник В.А. Воронцов. Искусствовед по образованию, он с большим мастерством фотографирует предметы прикладного искусства, живопись, иконы, архитектуру.

– В данном случае потребовалось качественно сфотографировать большое полотно, максимально приближенно к оригиналу, который находится в Екатерининском дворце, – рассказывает Василий Александрович. – Мне уже приходилось снимать картины Ф. Бруни в Русском музее. Подготовка к такой работе идет несколько часов, а потом остается только нажать кнопку. Есть профессиональные тонкости – они связаны с освещением, с характером письма и в иконах, и в живописи. У нас посредническая миссия, и я шучу по этому поводу: "Художникам легче. Они разговаривают с Богом и отображают то, что говорит им Бог, обращаясь в душу, а фотохудожникам приходится осуществлять посредничество". Это почетно, но также очень сложно. Картина изумительная – "Тайная вечеря" относится к самым высоким произведениям европейского искусства. Все основано на мастерстве и тайне проникновения в образ человеческий и божественный. Искусствоведению я учился только для того, чтобы лучше понимать то, что создают художники. Ту образность, те человеческие миры, которые передают живописцы. Думаю, что "Тайная вечеря" в новом музее заставит кого-то задуматься над высокими истинами.

Музей – это живой организм

Новый музей храмов Царскосельского благочиния доступен каждому, и люди, любящие искусство, архитектуру, историю родного края, наверняка найдут в нем много нового и интересного для себя. Ведь он – отражение порыва, который так сплотил город, возродил из небытия собор.

Рассказывает член благотворительного фонда воссоздания собора Игорь Валерьевич Гаврюшкин:

– Я восхищался теми людьми, которые этот собор возрождали, и мне хотелось им помогать в любом качестве – чернорабочего, например. Но они посчитали, что у меня есть другие способности, и попросили подключиться к созданию музея.

Многое здесь еще должно поменяться. До открытия музея я очень волновался – ведь часть вещей для него делалась даже за пределами Санкт-Петербурга, в других регионах России, я же осуществлял общий контроль. И когда все поставили на место, понял, что есть самое главное – здесь присутствует дух Царского Села. Хочется верить, что посетители музея будут подниматься в Екатерининский собор, ставить свечку и благодарить Бога за то, что память возвращается.

Созданный коллективом единомышленников музей – объект культурного и духовного наследия, уже начал собственную жизнь, которая обещает радовать посетителей долгие годы. Обратившийся к организаторам и гостям на открытии музея епископ Царскосельский Маркелл напомнил, что в жизни общества и Церкви в нашей стране происходило разное. В последнее время мы встали на путь преодоления кризиса сознания, и дай нам Бог идти по этому пути. Не повторять ошибок прошлого – наша задача. Восстановленный храм, память об истории этого храма очень важны для всех нас. Ведь без памяти нет будущего.

Татьяна ГОРШКОВА
Фото Татьяны КУЗНЕЦОВОЙ