Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Московский международный колледж цифровых технологий «Академия TOП»

Московский международный колледж цифровых технологий «Академия TOП»

Современная программа обучения, разработанная при участии экспертов из IT компаний; преподаватели-практики, действующие IT-специалисты; 90% практики, на выходе собственное портфолио.

Имя в истории города / «... Я на свою судьбу никогда нигде не жалуюсь»

Школе № 500 – более века. За это время в ней произошло много интересных событий. Одно из них имело место 6 января 2011 г. В этот день была открыта памятная доска Эрасту Платоновичу Цытовичу, с 1907-го по 1917 г. возглавлявшему Царскосельское реальное училище императора Николая II (так тогда называлась школа), а с 1915 г. – Царскосельскую дружину скаутов. От имени совета музея истории школы мне было предоставлено право вести церемонию и открывать эту памятную доску.

Тогда об Эрасте Платоновиче Цытовиче мы знали только то, что было написано в скаутских книгах. Людмила Викторовна Степанова – заведующая нашим музеем, стала искать дополнительные сведения, и вот что она рассказала: "В поиске помог Интернет. Но информация была противоречива: в 1920 г. расстрелян большевиками, в 1932 г. написал книгу "Работа Ашхабадской геофизической обсерватории и ее дальнейшие перспективы". Как такое могло случиться? Ищу дальше и узнаю, что в 1963–1990 гг. кафедрой истории зарубежной музыки Московской консерватории заведовала Тамара Эрастовна Цытович, дочь Эраста Платоновича. Написала письмо в Москву и очень скоро получила ответ от нынешнего заведующего кафедрой Михаила Александровича Сапонова, ученика Тамары Эрастовны, в котором он сообщил, что в Москве живут родственники Цытовича".

Затем в школу пришло большое письмо от Валерия Михайловича Храпченко (сына Тамары Эрастовны) и Марины Густавовны Миллеровой (дочери Нины Эрастовны). Завязалась переписка, а в октябре 2012 г. Марина Густавовна приезжала в Пушкин на праздник, посвященный 110-летию школы. Той же осенью началась моя исследовательская работа, с результатами которой хочу познакомить читателей "Царскосельской газеты".

Детство, отрочество, юность

Эраст Платонович Цытович родился 31 мая 1874 г., о чем была сделана запись в метрической книге Николаевской церкви города Симбирска (сейчас Ульяновск). Родители: инспектор Симбирской военной гимназии полковник Платон Степанович Цытович и его жена Олимпия Яковлевна (в девичестве Вакар).

В 1875 г. Платон Степанович был назначен директором Сибирской военной гимназии в городе Омске и произведен в генерал-майоры. В 1882 г. гимназия была переименована в Сибирский кадетский корпус. В 1883 г. его закончил старший сын Цытовичей Николай. Он поступил в Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге, профессором которой стал в дальнейшем. Можно было бы предположить, что Эраст тоже учился в этой гимназии, но это маловероятно, потому что в детстве он сломал ногу. Из-за того, что кости срослись неправильно, нога перестала расти. В конце концов одна нога стала короче другой на 9 сантиметров. Чтобы скомпенсировать разницу, Эраст стал носить ортопедическую обувь.

В 1887 г. в звании генерал-лейтенанта Платон Степанович ушел в отставку, и Цытовичи уехали в Санкт-Петербург. В 1888 г. Эраст поступил учиться в четвертый класс 5-й Санкт-Петербургской гимназии, находившейся на Екатерингофском проспекте, 73 (сейчас пр. Римского-Корсакова). В семейном архиве Цытовичей сохранились его "Срочные ведомости" за 4–7-й классы. Они показывают, что до седьмого класса Эраст не был очень внимательным и прилежным гимназистом, учился в основном на четверки, но все время входил в пятерку лучших учеников класса. В седьмом классе он стал вторым учеником и был "переведен в восьмой класс с наградой первой степени", имея всего одну годовую четверку по латинскому языку. В 1893 г. Эраст успешно окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

4 декабря 1894 г. семью Цытовичей постигла тяжелая утрата. Умер Платон Степанович. Газета "Новое время" 6 декабря опубликовала по этому поводу некролог и объявление.

Могилу Платона Степановича нам удалось найти в декабре 2012 г., благодаря тому, что в распоряжении правительства Санкт-Петербурга от 11 июля 2005 г. "Об утверждении перечня мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан,
внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга" было указано, что он похоронен на Исаакиевской дороге Смоленского православного кладбища. Сохранился только гранитный постамент с надписью. Оказалось, что вместе с мужем похоронена и Олимпия Яковлевна, умершая 22 апреля 1913 г.

Начало педагогической деятельности

В 1898 г. Эраст Платонович окончил университет и стал преподавать физику и математику в мужской гимназии Кронштадта. В 1900 г. он был переведен в 7-ю петербург-скую гимназию преподавателем математики. В 1904-м стал коллежским асессором. В том же году увидело свет "Введение в алгебру", написанное Э.П. Цытовичем совместно с преподавателем 2-й петербургской гимназии П. Гензелем для третьего класса.

Темы этой книги схожи с темами современного учебника алгебры для седьмого класса средней общеобразовательной школы. Но в изложении материала есть различия. Например, Э. Цытович и П. Гензель для обозначения чисел применяют не только буквы, но и разные значки: квадратики, треугольники и т. п. Они используют три вида скобок, показывающих порядок выполнения действий: круглые, квадратные и фигурные. Отличается и определение отрицательных чисел. Кроме того, для их иллюстрации авторы оригинально представили пример из жизни, понятный каждому школьнику: "...в денежных расчетах наличный капитал удобно выражать положительным числом, а долг – числом отрицательным. Тогда человек, не имеющий никакого наличного и притом обремененный долгом в 100 рублей, не имеет права сказать, что его капитал равен нулю, но должен сказать: "я имею минус сто рублей"; причем, всякий другой, не имеющий ни наличных денег, ни долга, будет богаче первого на 100 рублей".

Э.П. Цытович не только преподавал в гимназии, но и работал в Санкт-Петербургском технологическом институте, а также участвовал в деятельности Русского физико-химического общества, обществ помощи нуждающимся учащимся 7-й гимназии и бедным учащимся Кронштадта, музыкального общества "Геликон".

В 1905 г. Э.П. Цытович получил новый чин – надворный советник. Став успешным человеком, он женился на Агнессе Петровне Шрейтман. Где же они познакомились и когда стали мужем и женой? В справочной книге "Весь Петербург" за 1902 г. написано, что Агнесса Петровна преподавала французский язык в 7-й гимназии, поэтому можно предположить, что они там и познакомились. Справочник "Весь Петербург" помог найти ответ и на второй вопрос. У Агнессы Петровны в 1903 г. и 1904 г. фамилия Шрейтман, а в 1905 г. уже Цытович, значит свадьба состоялась в 1904 г. 21 января 1906 г. у Агнессы Петровны и Эраста Платоновича родилась дочь Людмила, а 11 марта 1907 г. еще две дочери – двойняшки Тамара и Нина.

Директор Царскосельского реального училища императора Николая II

Летом 1907 г. Эраста Платоновича Цытовича назначили директором Царскосельского реального училища вместо умершего Исаака Ивановича Фомилианта. 18 августа в училище начались занятия, и новый директор приступил к выполнению своих обязанностей.

Семье директора была предоставлена служебная квартира, которая располагалась на втором этаже южного крыла здания реального училища и даже имела балкон (его можно увидеть на старых открытках и фотографиях пятидесятых годов ХХ века).

Училище было открыто 16 сентября 1902 г., а чуть раньше, летом, по ходатайству первого директора Исаака Ивановича Фомилианта Император Николай II принял училище под свое покровительство "с присвоением ему наименования "Царскосельское Реальное училище Императора Николая II-го" и дарованием ученикам училища права ношения вензелевых изображений инициала государя императора с императорской короной на фуражках и кушаках.

В реальное училище брали только мальчиков, преимущественно из семей дворян и чиновников. В первый год обучения было всего 98 человек, но к 1907 учебному году училище было полностью укомплектовано: приготовительный, 6 основных и дополнительный классы, всего около 300 учеников.

Молодой директор, ему было всего 33 года, большое внимание уделял организации учебного процесса, преподаванию естественных наук и физическому воспитанию учащихся. Благодаря его стараниям училище имело прекрасную библиотеку, все классы и кабинеты были хорошо оборудованы необходимыми учебными пособиями и приборами.

Большое внимание в реальном училище уделялось и внеклассным занятиям. В училище было два хора (светский и церковный) и два оркестра (духовых и народных инструментов). Реалисты играли в лапту, кегли, футбол, шахматы, зимой катались на коньках на школьном дворе. Устраивались праздники и концерты. Систематически организовывались поездки в музеи, на предприятия Санкт-Петербурга, экскурсии в окрестности Царского Села и даже поездки в другие города. Реалисты ездили в Москву, Киев, Нижний Новгород, Ревель (сейчас Таллин), Новгород, на Волгу, в Крым. Несколько раз с ними ездил Эраст Платонович. В 1910–1911 гг. в училище были организованы занятия по фотографии, для чего была оборудована специальная лаборатория. Благодаря сделанным тогда фотографиям мы можем увидеть, как выглядели залы и кабинеты училища.

В 1908–1909 учебном году в реальном училище был организован духовой оркестр. Для проведения занятий директор пригласил артиста-солиста придворного оркестра Юлия Брандта, с которым познакомился в музыкальном обществе "Геликон". Очень скоро этот духовой оркестр стал лучшим среди школьных оркестров Петербургской губернии. Вот как было описано одно из его выступлений в 1911 г. в газете "Царскосельское дело": "В воскресенье 15 мая в Екатерининском парке в 2 1/2 ч. дня был исполнен концерт духовым оркестром учеников Реального училища, в присутствии директора означенного училища г-на Цытовича и педагогического персонала, под управлением капельмейстера артиста солиста придворного оркестра Ю.А. Брандта. Гулявшая в парке публика была приятно удивлена, когда вокруг пюпитров встали кольцом юные музыканты и раздались звуки "Марша Царскосельского реального училища Императора Николая II", соч. Ю.А. Брандта, исполненного стройно и торжественно. Увертюра "Мария Генриетта", соч. Мантаня и "В церкви", музыкальная картина Чайковского были также изящно, тонко переданы юношами–музыкантами. Ласкающие слух звуки Вальса Sweet Faces, соч. Bonheur в свою очередь доставили немало удовольствия. Знаменитая "Ночка", фантазия Даргомыжского, дала понятие о серьезном направлении учителя и отличной подготовке учеников. Ею закончилось 1-е отделение. Второе отделение, начавшееся мелодичной увертюрой "Летняя ночь", прошло не хуже первого, покрываясь беспрестанно шумными аплодисментами и закончилось гимном "Боже, Царя храни". Сразу поднялась с мест публика, обнажив головы, и торжественно, трогательно полились звуки нашего гимна. Честь и слава г-ну Брандту, потрудившемуся не без пользы для юношества, и г-ну Цытовичу, поставившему музыкальное образование в своем училище на надлежащую высоту. А. Ш.".

Летом 1911 г. в Царском Селе проходила юбилейная выставка, посвященная двухсотлетию Царского Села. На этой выставке Царскосельское реальное училище было удостоено высшей награды – приза Его Величества "за прекрасную постановку учебно-воспитательного дела, особенно за развитие самодеятельности и правильное разумное направление внешкольных дополнительных занятий учащихся и за постановку художественного образования".

Александра ГУРОВА,
ученица школы № 500
Окончание следует