Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Моцарт и испорченный вечер…

9 апреля в Государственной академической капелле в исполнении хора и симфонического оркестра прозвучал Реквием Вольфганга Амадея Моцарта с новым окончанием. Зрители получили возможность услышать фугу Amen, которая не вошла в окончательный вариант произведения. Утраченный фрагмент Реквиема был доработан петербургским композитором, профессором Григорием Корчмаром.
    
Известно, что Моцарт не успел окончить свое последнее творение. Согласно указаниям умирающего композитора, Реквием завершил его помощник и ученик Франц Ксавер Зюсмайер. Однако в его версии есть проблемный момент: в финале он целиком повторил музыку из первой части Реквиема вместе с двойной фугой, создав, таким образом, музыкальное обрамление.
    
16-тактовый набросок фуги Amen (предположительно для окончания Реквиема) был найден в Берлине в 1962 году музыковедом Вольфгангом Платом среди моцартовских черновиков к операм «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». По неизвестной причине Франц Ксавер Зюсмайер не стал дописывать Amen и не включил его в окончательную версию сочинения.
    
На основе найденного эскиза петербургский композитор Григорий Корчмар создал фугу Amen, которой предложил завершить моцартовский Реквием. Она длится чуть больше двух минут и была готова еще в 2014 году, но презентовать завершенное произведение смогли только сейчас. Как рассказал композитор порталу «Новости классической музыки»: «Нужно было расписать партии для хора, оркестра. А самое главное – нужно было, чтобы кого-то из коллективов исполнителей это заинтересовало. Я предложил эту партитуру художественному руководителю капеллы Владиславу Чернушенко. К моему удовольствию он проявил к этому интерес и предложил в одном из концертов, где исполняется «Реквием», попробовать и такой вариант».
    
По словам Корчмара, главная цель его работы – познакомить публику с найденным наброском Моцарта. Так и случилось во время концерта. В программе было заявлено вступительное слово композитора. Григорий Корчмар решил рассказать публике об истории создания Реквиема, о том, как после смерти великого музыканта его дописывали ученики, как авторство сначала пытался присвоить себе заказчик мессы. А вот о своей работе над Реквиемом и о том, как появилась идея создать по найденному эскизу новую концовку произведения, Григорий Корчмар рассказать не успел. Его выступление было прервано хлопками с галерки и выкриками «Хотим слушать музыку». Композитор спокойно покинул сцену, так и не разделив с публикой радости премьеры на сцене капеллы, в общем-то, ради чего он все эти годы работал.
    
Непонятно, зачем в капеллу пришли эти люди, что прогнали композитора со сцены. Вряд ли они смогли бы самостоятельно сравнить и оценить классическое окончание Реквиема с его новым прочтением. На память сразу же пришла история с выставкой Серова в Москве, когда, чтобы попасть в выставочный зал, люди ломали двери. А что за ними – картины. Ну, влетел в зал, ну, посмотрел и что… Рассказывать потом, как стоял в очереди, как ломился…круто! Как прогнали лектора со сцены – тоже, наверное, круто? Страшно, что бескультурье под видом приобщения к культуре медленно, как щупальца невидимого гада, вползает в нашу жизнь, подминая эту самую культуру под себя.
    
В памяти остались каменные лица оркестрантов и хора, после ухода композитора. А что Реквием, его новая концовка? Главное – побывали, услышали первые, ну и хватит…

Лариса Крымова

баннер