Фронтовая медсестра
22 августа исполнилось 90 лет участнице Великой Отечественной войны ветерану труда Зинаиде Александровне Митрошиной.
В нашем городе живет замечательная женщина – Зинаида Александровна Митрошина. Она из поколения тех, кому от звонка до звонка пришлось пройти суровые испытания в годы Великой Отечественной войны. Вглядываясь в ее лицо, удивительно доброе и одновременно мудрое, я пытаюсь найти разгадку той внутренней силы, которой пронизано каждое слово этой маленькой мужественной женщины. Ее лучистые глаза и приятный тихий голос как бы привораживают собеседника и располагают к откровенному общению.
Еще до войны Зинаида Александровна окончила медицинский техникум, вышла замуж за старшего лейтенанта Сергея Алексеевича Митрошина и уехала в город Бийск Алтайского края по месту службы мужа.
В первые дни войны молодая медсестра, которой только исполнилось 19 лет, была направлена в армейский полевой госпиталь № 3292, который прибыл из-под Харькова с ранеными. Для медперсонала наступили сложные времена. «Помню, – говорит Зинаида Александровна, – однажды при подходе к фронтовой полосе поезд попал под массированный налет немецкой авиации и артобстрел, которые превратили все в кромешный ад. Были убитые и раненые, горели вагоны. Воздух был насыщен смрадом, от земли несло жаром и пылью... Из тьмы и копоти вытаскивали мы обгорелых раненых солдат и переносили их в ближайший котлован от разорвавшейся бомбы. Когда рассеялся дым и стало светло, я пошла к штабному вагону, где мы тогда жили, и увидела, что поезд весь изрешечен осколками, которые пробивали стальные стенки вагонов навылет. Только по счастливой случайности невредимыми остались наш, третий вагон, 12-й – операционная и паровоз. Осталась жива и я, выдержав первое испытание, свалившееся на мою голову. Я помню свои чувства при первых встречах с ранеными. Это были любовь и сострадание. Я старалась всеми силами утешить каждого и вселить надежду на лучшее. Вначале было страшно – особенно тяжелым для меня был первый год войны. А через какое-то время я уже ничего не боялась. Мы возили раненых в ближайшие города, где не было немцев: Владимир, Иваново, Ковров, Великой Новгород и другие. Работая в санитарном поезде, я объездила большую часть страны и воочию убедилась, как велика и прекрасна наша Родина.
Медики-фронтовики делали свое дело, не щадя жизни, старались оказывать медицинскую помощь раненым так, чтобы они быстрее выздоравливали. Наш санитарный поезд неоднократно бомбили. Вражеские самолеты налетали на нас, когда мы стояли на станции, а зачастую и на ходу поезда, сбрасывали свой смертоносный груз и уходили, а через какое-то время возвращались обратно. В короткие промежутки между налетами мы выходили из вагонов и на путях собирали раненых, приводили или приносили их в операционную. Работа здесь шла беспрерывно. Делали сложнейшие операции – ампутировали конечности, зашивали брюшные полости, останавливали кровотечение и т. д. Обычно рабочий день хирургов и операционных сестер длился по 12 – 16 часов, а во время тяжелых боев врачи и сестры не выходили из операционной по несколько суток. Мужество и стойкость хирургов и операционных сестер были удивительны. Из-за непрерывного потока раненых нам приходилось спать, сидя на стуле, по два-три часа. Наши медики часто работали под огнем противника. Обстановка требовала от них не только мужества, но и быстроты действий, сноровки, находчивости. Нужно было как можно быстрее доставлять раненых в госпитали, от этого зависела их жизнь. Вспоминая о тех годах, неоднократно задавала себе вопрос: «Откуда только брались силы у девушек?» Некоторые были очень хрупкие, но от подруг не отставали. Никто не думал ни об отдыхе, ни о сне».
Раненые были для медиков очень дорогими людьми. Нередко для спасения их жизни требовалась кровь, и Зинаида Александровна никогда не отказывалась сдать ее. Здесь она впервые стала донором. Для больных солдат и офицеров она была поистине незаменима – так ловко снимала повязки и перевязывала раны, что никто и поморщиться не успевал.
«Мы жили очень дружно, – продолжает рассказывать Зинаида Александровна, – многонациональной сплоченной семьей. Никогда никто никого не предал, не осудил, ничего не украл. Берегли друг друга, и эта дружба нас держала. Иногда было очень страшно, но мы не задумывались о том, останемся ли живы, какая будет жизнь после войны – просто верили в победу.
И вот он наступил – выстраданный и долгожданный День Победы. Весть о капитуляции фашистской Германии в эвакогоспитале получили в ночь с 8 на 9 мая на пути к городу Калинину. То-то было радости! Весь медперсонал и раненые со слезами обнимались, целовались, поздравляли друг друга. Было радостно сознавать, что и мы – дружная семья эвакогоспиталя внесли свой вклад в борьбу за независимость любимой Родины».
Слушаю Зинаиду Александровну и сам себе задаю вопрос: «Разве есть в мире более несовместимые понятия, чем женщина и война?» Но так было. Юные красавицы шли на войну и гибли за свою страну. Гибли, не успев узнать, что такое первый поцелуй, первая любовь...
После войны Зинаида Александровна уехала с мужем на Северный флот, а в 1965 году капитан 1-го ранга Митрошин после окончания Военно-морской академии получил назначение в Кронштадт, и семья поселилась в г. Пушкине. В 1966 году Зинаида Александровна устроилась работать в Военно-морское инженерное училище и проработала в нем 45 лет заведующей делопроизводством факультета дизельных энергетических установок. На факультете ее называли «начальник штаба». У нее была большая, интересная, содержательная работа, связанная с кафедрами, учебным отделом, отделом кадров и т. д. Благодаря ее эрудиции, организованности, интеллигентности и огромному обаянию ей всегда удавалось положительно решать очень сложные вопросы, касающиеся документов при подготовке к выпуску офицеров и передаче документов на государственное хранение.
Провожая Зинаиду Александровну на заслуженный отдых, офицеры и курсанты искренне желали ей здоровья, говорили: «До свидания, расставание не для нас». Трудно было расставаться. Начальник факультета капитан 1-го ранга Г. Н. Лысенко уговаривал ее поработать еще, зная, что Зинаида Александровна – человек кристальной честности и удивительной работоспособности. Ее оптимизм, душевное равновесие благотворно действовали на восемнадцати-двадцатилетних курсантов, за что они ее глубоко уважали и любили. Курсанты ценили ее за доброту, порядочность и веру в человека. Выпускники училища-института, приезжая на встречи по случаю юбилейных дат выпуска, в обязательном порядке приглашали на эти мероприятия «маму факультета».
«Важно не то, когда ты жила, а как жила! Ведь отчитываться потом будем не перед кем-нибудь, а перед своей совестью. Надо делать добро, приносить пользу другим, жить нужно так, чтобы самому было интересно, а трудности только закаляют», – считает Зинаида Александровна.
При разговоре бросилась в глаза одна особенность З. А. Митрошиной – то, с какой теплотой говорила она о своих подругах, медсестрах, врачах, обо всех, с кем пришлось ей работать и общаться в училище. Считается, что хорошо говорит о людях тот, кто сам хороший человек. Так оно и есть.
Зинаида Александровна награждена медалями: «За Победу над Германией», «За освобождение Белоруссии», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». Ее трудовые заслуги многократно отмечались в приказах начальников училища-института. Ее имя занесено в Книгу почета училища. Портрет Зинаиды Александровны десятки лет украшал два стенда на плацу института: «етераны Великой Отечественной войны» и «Их труд является примером».
Дорогая Зинаида Александровна! Командование и Совет ветеранов Военно-морского политехнического института, отдавая должное Вашей фронтовой и плодотворной трудовой деятельности в училище-институте, искренне желают Вам долгих лет жизни, душевного спокойствия, оптимизма и человеческого счастья. Низкий поклон Вам, дорогая Зинаида Александровна! Продолжайте наслаждаться жизнью, сохраняя женское очарование и душевную красоту. Дай Вам Бог здоровья и энергии, пусть свет Вашей большой и чистой души еще долго освещает путь молодому поколению.
С уважением Николай Гаврищук, председатель Совета ветеранов ВМПИ, член-корреспондент ПАНИ, капитан 1-го ранга в отставке
Материал «Царскосельской газеты», 23 – 29 августа 2012 года № 31 (9987)