В 1804 г. по высочайшему повелению Александра I «…провести нижним каналом воду от пруда бумажной мельницы в Павловск» стали строить, и к 1809 г. построили «водопроводный канал», который стал фактически продолжением Таицкого водовода, так как наполнялся водой Таицких ключей, неся ее в район Большой звезды Павловского парка.
Хозяйкой его тогда была 44-летняя мать царя вдовствующая императрица Мария Федоровна. Это по ее хотению, как по щучьему велению, на месте охотничьих угодий в пяти верстах к югу от Царского Села являлся миру парк невиданной красы с бесконечным разнообразием пейзажей в долине р. Славянки, искусственными озерами и водопадами.
Планы у нее были грандиозные, и для их осуществления требовалось, чтобы весь сток из царскосельских водоемов до последней капли имел возможность поступать в Павловский парк. Поэтому не только из Екатерининского, но и из Александровского парка (по водоводу от Египетских ворот вдоль Бульварной улицы и Софийского бульвара) вся вода собиралась в одном месте – в накопительных водоемах за Софийским бульваром, где А. Менелас впоследствии создает Колонистский пруд.
Новый водовод как бы поместили в русло ручья Вангази. Дно канала выстлали булыжником, откосы уложили дерном, по левому берегу проложили прогулочную дорогу (аллею) и обсадили ее дубками. Вокруг аллеи вскоре был разбит замечательный ландшафтный парк, аллея стала центральной, и вдоль нее до сих пор растут уже могучие дубы.
Выйдя из парка, дорога после пересечения с шоссе Павловск – Царское Село (ныне Фильтровское шоссе) уходила в деревню Тярлево. Канал протекал под шоссе в каменной трубе, после чего поворачивал немного правее и выходил на деревянный акведук над оврагом. По дну оврага тек (и до сих пор течет) Гуммолосаровский ручей.
В Тярлево переулок, по которому был проложен водовод, назвали Водопроводной улицей. Преодолев еще две пересечки: с Тярлевским ручьем (позже засыпанным) и с дорогой вокруг парка, водовод входил в парк и вдоль водопроводной аллеи благополучно достигал центра Большой звезды – площадки, на которой возвышался построенный в 1800 г. павильон «Новое Зало». Позднее его стали называть Круглым залом.
Вокруг площадки уже существовал довольно глубокий ров, который вырыли с целью осушения территории Большой звезды и сбора воды для прудов. Пополнив ров таицкой водой, садовники получили возможность направлять ее потоки в нужном направлении, сбрасывая их в пруды и многочисленные каскады. Надо сказать, что при создании Павловского парка мотив водопада использовался много раз: общее количество каскадов в парке достигало тридцати. А самым крупным и эффектным из них был Большой каскад.
Сооруженный в 1787 г. по проекту Ч. Камерона на крутом склоне в долине р. Славянки недалеко от Храма Дружбы, каскад стал доминантой окружающего ландшафта. Не имея естественного источника водоснабжения, он питался из Старошалейного (ныне Вокзального) пруда водой, которую собирали в дренажной системе парка. И лишь с приходом таицкой воды каскад смог оправдать свое название – он стал большим и красивым.
К сожалению, такие искусственные сооружения требуют подобающего ухода. Пока была жива Мария Федоровна, каскад исправно низвергал в Круглое озеро потоки кристально чистой таицкой родниковой воды. Но в 1828 г. императрица ушла из жизни. Новым владельцем Павловска стал брат Николая I Михаил Павлович, а затем другой великий князь – Константин Николаевич. Ни они, ни другие члены царской семьи не заботились должным образом о сохранении всего, что было создано до них. Уделом парковых сооружений стали упадок и запустение.
Канал водовода постепенно зарастал, подземные части разрушались, ветшал и сам Таицкий водовод. Все это привело к тому, что в конце XIX века Большой каскад практически перестал действовать.
Испытания, выпавшие в ХХ веке на долю пригородов Ленинграда, в том числе и Павловска, не могли не отразиться на состоянии сооружений водного хозяйства парка. Особенно досталось им во время Великой Отечественной войны.
Когда после двух с лишним лет оккупации фашистов изгнали из этих мест, перед советскими воинами, освободившими Павловск, предстала страшная картина варварского разрушения: искалеченный и обгоревший дворец, израненный и обезображенный парк, обломки искореженных мостов, взорванные плотины на реке Славянке, загаженные полуспущенные пруды, недействующие водоводы, дренажи, сожженный деревянный акведук над Гуммолосарским ручьем.
До сих пор нельзя сказать, что следы войны устранены полностью, хотя благодаря колоссальной работе, проделанной за десятилетия со дня освобождения, общий облик парка сегодня столь же прекрасен, как и до пережитой им трагедии.
Одним из первых объектов в план восстановления Павловского парка после войны вошел Тярлевский водовод. В 50-е годы был разработан план, и затем согласно ему осуществлен ремонт элементов водовода с заменой устаревших конструкций на современные. Для удобства эксплуатации нижнюю часть водовода решено было спрятать в коллектор – бетонный трубопровод диаметром 700 мм с оголовками и колодцами для осмотра. Коллектор зарыли на двухметровой глубине. И лишь на железном мосту-акведуке, сооруженном вместо сожженного деревянного, он выходит на поверхность, и его можно рассмотреть во всех подробностях. Трубопровод собран из отдельных звеньев – безраструбных бетонных труб с гладкими концами, поэтому стыки заделывались путем устройства снаружи армированных бетонных муфт.
Вот эти муфты и стали первопричиной того, что новый трубопровод быстро вышел из строя. Качество муфт оказалось такое, что трубопровод вместо того чтобы доставлять воду в Павловский парк, сбрасывал ее с акведука в ручей через щели на стыках. Правда, если бы эти разрушения своевременно заметили и устранили, то коллектор водовода мог бы и поныне исправно нести свои воды в гидросистему парка. Получается, что второй раз в своей истории Тярлевский водовод погибал из-за ведомственных нестыковок.
Дело в том, что основная часть водовода находится за границей Павловского парка, а посему формально дирекция ГМЗ «Павловск» за него «не отвечала». В то же время и СПП «Пушкинское» – владелец Отдельного парка, считает сей ручей декоративным элементом и не более. И не то чтобы вкладывать деньги в ремонт водовода, но хотя бы ознакомиться с этой проблемой ни те, ни другие не собирались.
Так и стоял бы заброшенным сиротой царский «нижний канал», разделяя судьбу своего старшего брата – Бауэровского канала (Таицкого водовода), если бы не появилась вдруг добрая фея в лице Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по-видимому, структура в администрации Санкт-Петербурга, специально созданная для спасения бесхозных природных объектов в нашем регионе. К счастью, в план мероприятий по подготовке к 300-летию Царского Села, подписанный 9.09.2008 г., был включен пункт 2.7: Тярлевский и Таицкий водоводы с объемом финансирования 20.74 млн. руб. Исполнители, естественно, КПООС и ОЭБ.
Прежде всего, Комитет заключил договор с ВНИИ им. Веденеева на производство работ по обследованию водовода от Таицких ключей до Павловского парка. Специалисты института тщательно осмотрели все, что осталось от некогда грандиозного сооружения, и пришли к выводу (озвучен на заседании Комитета с участием специалистов из ГМЗ «Царское Село» и «Павловск»): – верхняя часть водовода 8 км от Таицких ключей до Новокондакопшино (в основном это минная галерея) разрушена и восстановлению не подлежит; – но зато павловскую часть трассы – Тярлевский водовод легко привести в исправное состояние. Нужен лишь проект капремонта. На том и порешили. Под руководством зав. отделом грунтовых и подземных сооружений Станислава Сольского проект в 2010 г. был разработан. Правда, из-за заминки с финансированием к реализации проекта приступили лишь в 2012 г.
В мае был объявлен тендер с суммой контракта 8.850 154 рубля. Его выиграло ООО «Эко» (ответственный производитель работ М.С. Степанов), и после необходимых согласований в конце августа на Тярлевском водоводе появились рабочие. Завершение работ было намечено на конец ноября.
Итак, современный Тярлевский водовод начинается от южной плотины Колонистского пруда, протекает в виде открытого канала вдоль Дубовой аллеи Отдельного парка г. Пушкина. По новому проекту построили так называемое головное водозаборное сооружение, от которого водовод продолжается далее уже по железобетонному коллектору под железной дорогой и Фильтровским шоссе, проходит через акведук, под Водопроводной улицей через Тярлево и заканчивается в Павловском парке, где разгружается в систему каналов, распределяющих воду между прудами парка.
Общая протяженность Тярлевского водовода составляет 2478 м, из которых 1004 м – открытый канал, 54 м – головное водозаборное сооружение, 1420 м – закрытый железобетонный коллектор.
В качестве резюме к сказанному выше надо заметить: Тярлевский водовод восстановлен не только ради самого водовода как памятника истории и культуры, но и чисто из утилитарных соображений. Он привел в Павловский парк достаточное количество воды для того, чтобы заработали такие уникальные сооружения, как Большой каскад, каскад Аполлона, а также другие водные объекты левобережья, призванные украсить один из красивейших парков мира. А вот как использовать эту возможность, будет зависеть только от работников ГМЗ «Павловск».
Виктор Семенов, инженер-гидротехник
Материал «Царскосельской газеты», 11 – 17 января 2013 года № 48 (10004)