О царе-реформаторе Петре I, который начал создавать отечественный флот, помнит северная столица. В марте нынешнего года состоялось открытие памятника первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю "Полтава". Теперь на Воскресенской набережной в Петербурге можно увидеть уменьшенную копию судна, которое считается символом морской славы России. А в пригородном поселке Лахта на новой верфи, названной именем исторического корабля, возрождается легендарная "Полтава". Группа пушкинцев вместе с известным поэтом и ученым Александром Моисеевичем Городницким, который живет теперь в нашем городе, побывала на верфи.
ФЛАГМАН МОРСКОЙ ДЕРЖАВЫ
На пороге деревянного рубленого дома, типичного для начала XVIII века, гостей встречает сотрудник предприятия в костюме петровской эпохи с необычным именем – Лев Геннадьевич Лев. С небольшого музея, собирающего раритеты судостроения, начинается экскурсия, и первое, что привлекает внимание, – огромные деревья, площадь среза которых превышает квадратный метр. Их привозят сюда со всей России: для постройки "Полтавы" нужно две тысячи дубов в возрасте 150–200 лет. Огромные детали корабля предстоит "вписать" в окружность среза, поэтому так важна его величина.
Строят флагман морской державы внутри специального ангара, но и его солидной величины мало для будущей "Полтавы" – высота корабля вместе с мачтами в два раза выше: 44 м от киля до клотика, поэтому последний этап возведения судна пройдет прямо в Финском заливе. Стена ангара будет убрана, и корабль на надувных подушках спустят на воду, где он будет достраиваться еще полгода.
– Мы сейчас зайдем в ангар и поднимемся по галерее, чтобы увидеть весь корабль, – обращается к гостям Лев Геннадьевич. – Мы поставили своей задачей воссоздать знаменитый корабль, пользуясь старинной технологией, разумно прибегая к современным достижениям. Внешне судно полностью возродит облик русского флагмана. "Полтава" участвовала в шести военных компаниях, прослужила Отечеству 20 лет, но за это время корпус парусной ладьи сгнил. Мы хотим, чтобы наша "Полтава" жила долго, поэтому пропитываем дерево, используя новые технологии обработки древесины.
Главный ангар наполнен древесными запахами и звуками механической пилы. Объемы судна поражают. Смотровая галерея находится на уровне третьего этажа здания, выше 12 м – на такой высоте пока разместилась палуба, но корабль будет еще расти.
– Это похоже на то, как творил Микеланджело: "Из глыбы камня убираю все лишнее", – говорит Лев Геннадьевич, – так и здесь: берется глыба дерева, и убирается ненужное. Согласитесь, каким высоким мастерством обладали наши предки! Шпангоуты сегодня ставят на стапель при помощи пятитонной кран-балки, а во времена Петра, когда никакой техники не было, у судна вручную наращивали борт.
27 февраля прошлого года в ангаре был заложен первый шпангоут. Кораблестроители вспоминали, как 300 лет назад, в июле 1714 года, россияне одержали победу над шведами при Гангуте, и в честь этого события государь устроил военно-морской парад, на котором гордо красовалась "Полтава". По тем временам это был самый большой русский корабль. Его грузоподъемность составляла 1200 т, на борту 54 орудия, команда в 380 человек. В мореходы брали только выносливых и здоровых – условия жизни в море были суровыми: отсутствие кают для матросов, постоянно мокрая одежда. Дрова, пиво, воду – все везли с собой. Запасали провиант – гусей, уток – живьем, на худой конец брали солонину.
Несмотря на военное назначение "Полтаву" богато украсили кормовой и бортовой резьбой. По сохранившейся гравюре XVIII века сегодня воссоздается кормовое убранство. Век барокко диктовал свои требования, и украшения составляли многофигурную композицию: резные рельефы Георгия Победоносца, убивающего дракона, скульптурные барельефы в виде знамен и головок зефиров, посылающих кораблю ветер победы. Среди них и человечек, олицетворяющий Карла XII, летящий головой вниз! Четырехметровая фигура на носу судна изображала льва. Скульптура гордого царя зверей для восстанавливаемого судна уже выполнена мастерами.
Главной трудностью при воссоздании парусной красавицы оказалось отсутствие чертежей, по которым строилась "Полтава". Сохранилось единственное прижизненное ее изображение, с чего и начался проект. Практически год историки работали в архивах, пока не нашли мелкий петровский чертеж, где стояло слово "Полтава". По нему воссоздавалась вся "документация" судна. Пришлось досконально изучить теорию английского кораблестроения XVIII века. Очень помогла находка чертежа центрального шпангоута, содержащего рисунки орудий. По ним сегодня отлиты пушки.
Удивительно, каким предстал в изысканиях историков Петр Первый. "Мы очень часто называем Петра "царь-плотник", забывая о том, что этот царь – контр-адмирал, – рассказывает экскурсовод. – Петр дослужился до этого чина, проходя все ступени должностного роста. И был даже момент, когда его просьбу не удовлетворили: царь подал прошение адмиралу Крейсу, желая командовать авангардом кораблей в Выборгском походе, а Крейс ему отказал по формальной причине, сказав: "Среди нас нет генерала-адмирала Апраксина, который может завизировать и подписать прошение". И Петр в походе выполнял обязанности обычного офицера. Адмиральское же звание он получил за битву при Гангуте и участие в Полтавском сражении, когда он шел в бой впереди своих воинов. Пулей ему пробило шляпу.
Экскурсия продолжилась в мастерской, где вручную, как это делалось в XVIII веке, шьют паруса. Еще одно помещение верфи отдано под будущий музей подводной археологии. В нем есть первые экспонаты: поднятые со дна моря останки боевого линейного парусного корабля "Портсмуд", затонувшего у берегов Кронштадта. По палубе этого корабля ходил сам царь Петр.
Генеральный директор "Исторической верфи "Полтава" Андрей Викторович Грошиков считает возрождение судна удивительной удачей. "Это когда мечты вдруг становятся работой, – говорит он. – И это чувство испытывают все 150 человек, работающих здесь.
"Я СЧАСТЛИВ, ЧТО ПОПАЛ СЮДА…"
Закончилась экскурсия концертом А.М. Городницкого для сотрудников верфи. Поэт, бард, ученый-геофизик, он давно знаком с парусными судами. Ему довелось участвовать в трех морских походах, быть по 5 месяцев в океане без заходов в порты. "Парусник – гениальное судно, – обратился он к слушателям. – Все наши обычные суда идут с помощью механического двигателя, их издалека слышно. А парусник движется вместе с ветром, абсолютно бесшумно. Это удивительное ощущение. Поскрипывают снасти, и ты летишь вместе с волной, словно тебя несет на крыльях".
После концерта Городницкий ответил на вопросы корреспондента:
– Александр Моисеевич, много лет вы посвятили походам по водным просторам. Ваши впечатления от строящегося исторического корабля?
– Мое впечатление не столько от судна, сколько от людей, которые это благородное дело начали и, безусловно, его завершат. Строить в наше время боевой корабль начала XVIII века из тех же материалов, что использовались нашими предками – дуба, корабельной сосны – довольно интересное занятие, но дело даже не в этом. "Полтава" – флагманский корабль русского флота, получивший название в честь значимой для нашего Отечества победы. Собравшиеся здесь для благородного дела люди – работают по зову сердца. В наше время можно услышать много болтовни о воспитании патриотизма, а ведь казенными
методами результата не добьешься. Я всех людей, спорящих о патриотизме, привез бы сюда и показал, что делают люди, заботящиеся о славе своей Родины, о ее боевой истории и о ее восстановлении. И когда вижу здесь этих строителей, верю, что действительно в 2016 году корабль будет спущен на воду. Для меня большая честь общаться с такими людьми и выступать перед ними.
– А что больше всего поразило на верфи?
– Еще до строительства "Полтавы" суда, возводимые в Голландии и Англии по заказу России, находились под пристальным наблюдением Петра, он лично давал свои указания профессионалам – голландцам и англичанам, как строить, на что обращать внимание. Значит, он был очень высокого класса корабельный конструктор, инженер! Я счастлив, что попал сюда – если бы не побывал на этой строительной площадке, много потерял бы в жизни. Когда судно спустят на воду, вся начальная часть, технология его создания (которая сама по себе уже история, достойная самых высоких оценок) уйдет в прошлое, и будет только корабль. Люди не смогут увидеть, какими трудами и с каким энтузиазмом он создается в наше трудное время. Повторю: здесь уникальный коллектив специалистов, романтиков, замечательных людей, которые просто живут своим делом. И когда с такими людьми встречаешься, есть надежда, что все кризисы, тревоги и неприятности нашего времени – явление проходящее. Все-таки у России есть будущее.
Татьяна ГОРШКОВА
Фото Ирины МЕЛЬНИЧУК
НА ФОТО: Пушкинцы и А.М. Городницкий в гостях у корабелов.