Нашу районную библиотеку им. Д.Н. Мамина-Сибиряка и Институт истории искусств (на Исаакиевской площади) связало плодотворное сотрудничество. Летом читателям было представлено живое «Слово о полку Игореве» в исполнении артистки Елены Кузнецовой. Научный консультант этого удивительного моноспектакля – Наталья Серегина, доктор искусствоведения, ученица Максима Викторовича Бражникова, в октябре подарила библиотеке отредактированную и изданную ею книгу своего учителя «Благовещенский кондакарь». Это древнейший памятник русского певческого искусства, рукопись XII века с так называемыми кондакарными нотными знаками, которые были древнее знаменной нотации и употреблялись на Руси до ордынского нашествия для особо торжественного церковного пения. Книга Бражникова помогает раскрыть забытый этап русской музыкальной культуры.
Рукопись ждала публикации с 1955 года – 60 лет, из них 40 лет ее автор был уже в лучшем мире. Всю свою жизнь Максим Викторович был погружен в изучение истоков церковной певческой культуры и живой традиции, продолжающейся в богословском творчестве старообрядчества. Притом время государственного атеизма было самым неподходящим для таких занятий, но вопреки всем препятствиям ученый в 1968 году защитил докторскую диссертацию и стал преподавать в Ленинградской консерватории дисциплину, которую учредили специально для него. Беспрецедентный факт в истории науки советского времени: ведь речь шла об изучении табуированных тогда проблем церковной истории. Диссертант сам защитил свою науку: он не видел другой возможности, как обратиться к главному идеологу, и его письмо к И. Сталину возымело-таки свое действие.
«Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! (…) С 1927 года я специализировался на древнерусской музыке, в особенности углубленно изучив русские безлинейные нотации, или так называемые крюки. Беру на себя смелость утверждать, что я в этой области достиг многого, очень многого, являясь по мнению ряда авторитетных музыковедов единственным в Советском Союзе специалистом по этой области музыковедения. Прошу вас, товарищ Сталин, дать мне материальную возможность посвятить свою жизнь, все время и силы только своему любимому и нужному делу».
Текст этого удивительного письма был представлен на юбилейной выставке, посвященной личности, жизни, творчеству М.В. Бражникова (2002, Пушкинский Дом). Выставка была названа строкой Ахматовой «Все победивший звук…»: ведь культура «великого молчания» обрела наконец свой голос! В создании выставки участвовала дочь ученого Ольга Максимовна. Максим Викторович был еще и композитором, и прекрасным художником и свои поездки по старым русским городам в поисках рукописей запечатлел в ярких акварелях.
Дело Бражникова продолжили его ученики: они организовали ежегодные Бражниковские чтения в Консерватории, издают рукописи своего учителя, ведь шесть его книг были написаны в «стол», и только одна увидела свет при его жизни. Его расшифровки древнерусских песнопений впервые исполнила знаменитая капелла им. А.А. Юрлова.
На вопрос, каким чудом все-таки пробила себе дорогу в сороковые-семидесятые годы такая область знаний, которой посвятил себя М.В. Бражников, Н.С. Серегина отвечала: «Древнерусская культура в течение веков выработала механизмы защиты от гонений в советском прошлом и соблазнов, искушений нового времени и дала ясное видение главных путей в становлении души человека и веры».
Элеонора Лебедева