Вновь в Царском Селе Александр Моисеевич Городницкий. Трудно сосчитать, сколько наших сограждан выросло на любви к его песням и стихам – проникновенным, идущим из глубины души. «Он просто умеет сказать то, о чем все мы думаем, а выразить не можем», – заметила на одном из концертов его давняя поклонница. Стихотворная и песенная строка Александра Городницкого, помогает подняться над обыденностью и мелочностью, учит думать, заставляет быть лучше. Люди старшего поколения особенно трогательно относятся к его песням полувековой давности, а между тем в творчестве поэта каждый год появляются новые яркие произведения. Его стихи и песни по-прежнему самобытны – они о вечных чувствах, о том, что ценно и непреходяще во все века, о нашей с вами жизни.
– Александр Моисеевич, расскажите, пожалуйста, о последних своих работах, о том, чем радуете своих слушателей и читателей?
– В августе этого года вышла большая книга стихов, связанных с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, «Будет помниться война». Ее прекрасно издала государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», и генеральный директор Сергей Григорьевич Кириенко лично написал хорошее, серьезное предисловие. В книге собраны стихи и поэмы, объединенные темой, заявленной в заглавии. Солидную часть издания составили стихи, написанные в последние годы. Очередная книжка вышла также в издательстве «Петрополь», она называется «Давайте верить». Параллельно с ней в Санкт-Петербурге вышел диск «Давайте верить в чудеса» (по названию одной из песен) – я представляю написанное за последние 2 года. В результате достаточно серьезной работы получилось немало. Кроме всего этого издательство Эксмо» выпускает сборник «Стихи и песни XXI века». В издательстве «Вита Нова» выходят сразу две книги – «Избранное» и «Поэмы». И еще за последний год я подготовил ряд научных трудов в Академии наук, где по-прежнему тружусь с большим интересом и усердием. Может быть, кто-то скажет, что в мои 82 года пора «знать меру», успокоиться, играть в домино во дворе, но мне этого совершенно не хочется, пока есть еще и другие дела.
5 декабря планируется мой авторский концерт в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии. Там состоится и презентация последних изданий, а также работы, о которой мне хочется сказать особо. В эти дни завершается выпуск на дисках нового большого видеофильма, продолжения серии документальных лент очень интересного, талантливого режиссера Натальи Касперович. Многие с удовольствием познакомились с ее фильмами «Мой Питер», «Атланты держат небо», «В поисках идиша» и другими.
Новая лента называется «Портреты на стене». По сути, это глава из книги моих воспоминаний. У меня в Москве на стене в кабинете висят портреты, написанные замечательным художником Борисом Жутовским из серии, названной им «Последние люди империи». На портретах хорошо известные и популярные в СССР поэты и литераторы (большая часть их уже ушла в мир иной). В новом фильме я рассказываю об этих незаурядных, исключительных людях, с которыми я был в жизни связан. Герои первой серии – уникальные поэты-фронтовики Борис Слуцкий и Давид Самойлов, их я считаю своими учителями. Вторая серия посвящена моим коллегам по бардовскому цеху, и в первую очередь незаслуженно, я считаю, забытому одному из родоначальников авторской песни Михаилу Анчарову. Человек достаточно сложной биографии и нелегкого характера, он, бесспорно, внес вклад в развитие авторского творчества, в его наследии – очень самобытные песни и проза. О моем многолетнем друге, одном из самых любимых страной бардов Юрии Визборе написано немало, но я постарался раскрыть его личность с неизвестной стороны. Еще один портрет – мой друг Виктор Берковский. Металлург, написавший замечательные мелодии к песням, он стал автором таких всенародно известных произведений, как «Гренада» на стихи Светлова, «На далекой Амазонке» на стихи Киплинга и многих других.
Третья серия фильма рассказывает о людях не менее любопытных. Ее герои – мой многолетний друг, гениальный историк Натан Эйдельман и, наконец, ныне здравствующий мой друг, талантливый поэт, озорной, ни на кого не похожий Игорь Губерман.
– Герои ваших рассказов тесно связаны с отечественной поэзией, литературой, историей. Хочется подробнее узнать, например, о Натане Яковлевиче Эйдельмане, который открыл для читателей новые страницы жизни Царского Села и его прославленных обитателей.
– Именно благодаря Натану Яковлевичу я полюбил отечественную историю и XIX век, к которому в основном и относятся его уникальные изыскания. Когда Натан Эйдельман рассказывает о тайнах русской истории, создается впечатление, что он в этом XIX веке жил, сидел рядом со знатнейшими особами, знал, о чем говорили в царской семье. Это он доказал, что император Николай Первый после поражения в военной кампании принял яд придворного медика Арендта, призвал наследника, будущего царя Александра Второго, и попрощался с ним со словами «Оставляю тебе Россию в плохом порядке». Эйдельман пишет о Царском Селе, с которым связано «лет Александровых прекрасное начало», Лицей и лицеисты, о мечте наивного царя Александра Первого воспитать поколение русских чиновников высшего звена, которые бы не брали взяток, – мечте, которая, к сожалению, так и не осуществилась. Вспоминается недавний анекдот о разговоре американца и русского. Американец говорит: «Я ничего не понимаю! Мы против вас ввели санкции, а они не работают. Мы ужесточили санкции, а результата опять нет. Почему?» «Понятно, – отвечает собеседник. – У нас в России без отката ничего не работает».
Мечта создать чиновничий класс, который имел бы нравственные идеалы и не был коррумпирован, с начала XIX века витает в воздухе. Лицей и лицеисты. Поколение интеллигентов, дворян, вышедших на Сенатскую площадь, и связь с ними великого поэта Александра Пушкина. И сам облик Пушкина, вся эпоха, в которую он жил и которую осветил солнечным светом, зримо предстают перед нами в творчестве Натана Эйдельмана. Такие его замечательные работы, как «Большой Жанно», «Михаил Лунин», «Грань веков» (об убийстве Павла Первого), «Тайны русской истории», на мой взгляд, воспитывают интерес к прошлому нашего Отечества даже в людях, никогда прежде историей не интересовавшихся. Меня необычайно привлекает все, о чем писал этот уникальный ученый. Дружбе с Эйдельманом я обязан целому ряду своих стихотворений и песен об истории России, судьбах ее сынов. Много лет близкой дружбы связывали нас с Натаном Яковлевичем. К сожалению, он безвременно ушел из жизни в 1989 году, не дожив до 60 лет. А сколько мог еще написать! Не так уж часто о нем вспоминают, и своим фильмом, авторы которого нашли редкие фото и видеоматериалы, я хочу привлечь внимание любознательных людей к историку и его работам.
– Александр Моисеевич, вы часто бываете на фестивалях…
– Да, в сентябре я был в Башкирии на фестивале «Малиновый аккорд», затем участвовал в фестивале «Поющие источники» в Ессентуках. В ноябре – концерты в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени. Все время что-то происходит.
–Вы видите молодых бардов, знакомы с их песнями. Ваши впечатления от них?
– Думаю, с авторской песней у нас сегодня сложная ситуация. По разным причинам. Потребность в авторской песне огромна. Каждый год в пределах бывшего Советского Союза, в постсоветском пространстве, в России и странах ближнего зарубежья проходит более 100 (!) молодежных фестивалей, посвященных авторской песне. На сцену выходят исполнители, оснащенные добротными музыкальными инструментами, они прекрасно поют. Но сами песни оставляет желать лучшего. Авторов такого уровня, как первое поколение «бардов» – Окуджава, Галич, Высоцкий, Визбор, увы, нет. Можно по-разному предполагать, почему так происходит. Идут дискуссии, но, по существу, в этом виден некий кризис жанра авторской песни. Оставшиеся несколько «стариков» погоды не делают, а среди молодежи лидеры пока отсутствуют. Ждем. Может быть, появятся.
– А ваши песни по-прежнему пользуются огромным успехом, и на концертах рядом с людьми старшего поколения много молодежи.
– Это правда. На последнем концерте 23 октября в Концертном зале у Финляндского вокзала было много молодых людей. Наверное, это зависит от того, в каких семьях молодежь выросла, что пели их родители. И если «с молоком матери», а может быть, в школе, ребенок впитал любовь к таким песням, они остаются с человеком на всю жизнь. К тому же, Питер был и продолжает быть колыбелью и авторской песни, и лучших образцов русской поэзии. Я искренне надеюсь, что молодежь примет эстафету настоящего бардовского творчества у старшего поколения.
– В непредсказуемое время людям особенно хочется стихотворных строк, которые могут поддержать и дать надежду. Прочтите, пожалуйста, такие стихи!
– Тогда – стихи 2015 года, которые стали песней:
«Давайте верить в чудеса».
Давайте верить в чудеса,
Уподобляясь нашим предкам.
Они случаются нередко,
Не увядает их краса.
Когда мечта уже близка,
Не упускай ее из виду,
И ты отыщешь Атлантиду,
Как Шлиман Трою отыскал.
Давайте верить в чудеса,
Пока не ясные науке,
Чтоб сохранили наши внуки
Моря и горы, и леса.
Что было в давние года,
То повториться может завтра,
Пусть не застанет нас внезапно
Неотвратимая беда.
Давайте верить в чудеса,
Что окружают с детских лет нас.
Без них скупа и беспросветна
Недолгой жизни полоса.
Давайте верить им всегда,
Когда они стучатся в двери.
Ведь если в них не будем верить,
То их не будет никогда.
Беседовала Татьяна Горшкова