Мария Яковлевна Чернышова родилась 5 сентября 1923 г. в деревне Грибачи близ города Великие Луки. В пятилетнем возрасте жила с родителями в поселке Свирстрой, где возводилась ГЭС. В 1931 г. семья переехала в Ораниенбаум, а в 1934-м – в Павловск (тогда Слуцк). Училась девочка в школе № 2, которая находилась в районе нынешней Краснофлотской улицы.
До войны семья, в которой было уже четверо детей, жила в двухэтажном деревянном доме недалеко от Павловского дворца, там, где сейчас стоянка туристических автобусов. С начала войны Мария вместе с младшей сестрой Аней трудилась на рытье траншей и противотанковых рвов по берегу реки Ижоры. Во время одной из бомбардировок Павловска, пока семья пряталась в подвалах дворца, сгорел их дом. Начались скитания по разным квартирам и опустевшим домам.
В сентябре 1941 г., когда бои шли уже близ Павловска, отец отвез в Ленинград двух сестер – 15-летнюю Аню и 12-летнюю Нину. Они поселились у тети в однокомнатной квартире, где уже были свои четверо детей. Так они оказались в блокадном Ленинграде. Остальная семья не успела выбраться из Павловска.
17 сентября 1941 г. в Павловск вошли немцы. 18-летняя Мария с пятилетним братом Олегом и родителями осталась в оккупации. Чтобы не умереть от голода, пришлось искать работу у оккупантов. Устроилась посудомойкой в столовую госпиталя, который располагался в Павловском дворце.
Особенно тяжело было, пока в городе хозяйничали немцы. Полегче стало, когда их сменили австрийцы, а позже, с осени 1942 г. по весну 1943 г., – испанцы из Голубой дивизии. С испанцами, которые были добрее немцев, можно было разговаривать, и Мария легко выучила разговорный испанский язык.
В 1943 г., когда была прорвана блокада Ленинграда, немцы начали вывозить всех оставшихся жителей Павловска. Состав, в котором находились Мария с родителями и братишкой, остановился в поле около станции Кулдига в Латвии. Видимо, вагоны потребовались для более важных грузов. Всех невольников выгнали из вагонов под открытое небо и забыли о них. Павловчане разбрелись по окрестностям и нанялись батраками к латышским хуторянам.
Семья Марии устроилась на хуторе бывшего русского гусара Василия Ивановича (фамилию забыла). Хозяйкой хутора была его жена латышка. Там семья и прожила до конца войны. За это время Мария успела выучить латышский язык.
Через месяц после окончания войны в 1945 г. с одним из эшелонов семья вернулась в Павловск. Жилья не было, кругом развалины. Выручил велосипед, который привезли из Латвии. Взамен него получили бревна из немецких блиндажей. Из них стали своими руками строить дом.
Вскоре Мария поступила в педагогическое училище, а затем в пединститут имени Герцена в Ленинграде на отделение романских языков. Изучала французский. Вторым языком был английский. После института по распределению была направлена в Волосово Ленинградской области, где проработала в школе три года.
В 1955 г. переехала к мужу в Мурманск. Работала в школе учителем начальных классов, а через год стала преподавать английский язык. После смерти мужа в 1986 г. вернулась в Павловск.
У Марии Яковлевны две дочери, двое внуков и две правнучки. Сказать об этой женщине, что ей уже 90 лет, будет неверно. Ей еще только 90.
Владимир СЕКСТЕ