Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

700-летию преподобного Сергия Радонежского посвящается / Возрождение храма продолжается

В 2014 году Россия отмечает 700-летие со дня рождения одного из самых почитаемых святых, преподобного Сергия Радонежского – государственного деятеля, вдохновителя победы русских воинов на Куликовом поле. В ряду архитектурных объектов, связанных с именем святого, – исторический храм лейб-гвардии 2-го Царскосельского Стрелкового полка (батальона), освященного в честь Сергия Радонежского, воссоздание которого продолжается в городе Пушкине.

За летний период на объекте в Фуражном переулке, где активно идут реставрационные работы, сделано очень много. Историческое здание освободилось от строительных лесов, и стал виден светлый силуэт церкви, напоминающей о лучших классических петербургских постройках. Уже сегодня понятно, что храм возле Орловских ворот в возрожденном виде обещает стать настоящей жемчужиной в собрании исторических сооружений города. Руководитель проекта восстановления памятника архитектурного наследия Сергей Владимирович КРИПАК доволен результатами.

Благородный "петербургский" тон

– Сегодня мы на стадии отделки и монтажа художественного убранства храма. На основании сохранившихся фотодокументов завершается воссоздание необычных осветительных приборов. Заканчивается работа над коваными ограждениями, солеи и лестниц, оконными решетками, над ними работают мастера сразу нескольких кузниц. Выполняется утвержденный Комитетом по охране памятников проект ограждения и благоустройства территории, процесс идет полным ходом. Много специалистов трудится над декоративной отделкой фасада – работа эта медленная, тонкая – от того, с каким качеством она будет выполнена, зависит внешний вид храма. Было воссоздано около 40 разновидностей декоративных штукатурных тяг, украшающих фасад, общей длиной в несколько километров. Долго подбирали и согласовывали цвет окраски фасада – ведь желтый тон имеет множество оттенков. Ориентировались прежде всего на подлинные элементы окрашенных рустов, фрагменты которых нам удалось обнаружить в процессе реставрации при демонтаже поздней пристройки храма. В целом мы справились с задачей, получив благородный "петербургский" тон.

– Сколько и какие специалисты сегодня работают над воссозданием храма?

– Не меньше 100 человек по-прежнему трудятся на объекте. Пришли новые мастера – штукатуры-отделочники, бригады реставраторов лепного декора, два коллектива, занимающихся воссозданием живописного убранства церкви. Большая работа идет и в мастерских по воссозданию метлахской плитки, которая живописным ковром укроет пол храма. Практически ее делают вручную, как мозаичное панно – так, как это делали в конце XIX – начале ХХ века. Большие работы идут по благоустройству территории.

В числе активных наших помощников и члены попечительского совета по воссозданию храма. На всем протяжении почти двухлетней работы постоянно, раз в два месяца, совет собирался вместе со своим руководителем, министром иностранных дел России С.В. Лавровым, помогая на каждом этапе реализации проекта. Член совета протоиерей Геннадий Зверев каждую неделю бывает на объекте, контролируя процесс производства работ. Большую помощь оказывает глава администрации Пушкинского района Н.Л. Бондаренко и его сотрудники в вопросах согласования документов, в решении проблем благоустройства. Важный вклад внесли сотрудники Царскосельской энергетической компании, быстро отладив сети, жизненно необходимые для последующей службы здания. Несмотря на возникавшие в процессе работ сложности, у нас все решалось ладно и споро.

– Когда ожидать открытия храма?

– К началу октября, ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского. По договору работы должны завершиться к началу декабря, но ничто не мешает нам в спокойном темпе закончить их раньше. Большой интерес будет представлять
реставрационный отчет по этому объекту – он станет крупной научной работой, потому что в процессе воссоздания храма было найдено много интересных подлинных, сохранившихся элементов декора, убранства, архитектурных свидетельств, обнаруженных при производстве работ.

– Сергей Владимирович, вы участвовали в реставрации многих церквей, памятников истории и культуры. Чем, на ваш взгляд, отличается храм Сергия Радонежского?

– Как бы сложно ни шла работа по воссозданию живописи, конечный результат стал открытием. Когда мы нашли иконографические документы, говорящие о том, как выглядело внутреннее убранство, все участники проекта были глубоко озадачены. Таких храмов мы не встречали.

Стиль его оформления можно обозначить как ранний российский модерн. Концепция живописи, существовавшая в начале ХХ века, – время создания храма – была одной из ступенек развития так называемого "псевдорусского" стиля. Стиль этот стремительно видоизменялся, что-то отбрасывалось, а что-то привносилось. Сегодня мы анализируем произведения того периода с учетом всего комплекса знаний о модерне. Но здесь нам повезло увидеть лишь один фрагмент его развития. Благодаря очень опытному специалисту КГИОП С.А. Симкиной мы приняли волевое решение: максимально,
с учетом того, что нам известно, следовать исторической правде. Не переделывать и не придумывать что-то от себя. Мы воссоздаем исторический облик – он необычный, он спорный, но это – история.

Камешки на ладони

Декоративная роспись стен в храме преподобного Сергия Радонежского считается одной из лучших работ талантливого художника-символиста С.В. Чехонина, творившего ярко и самобытно. Покоряют искренность художника, его душевное, доброе отношение к религиозным символам и сюжетам. Но воспроизвести его роспись в храме оказалось очень непросто. Понадобились знания специалистов с многолетним опытом, которые смогли разгадать и методически объяснить каждый элемент орнамента, созданного не просто для декоративного оформления помещения, а как своеобразное символическое послание тем, кто приходит молиться в храм.

Сегодня стены храма уверенно покрываются исторической росписью. Тянутся вверх, под купол собора диковинные растения, сплетаются ветви цветов в яркой кайме.

– Такой растительный рисунок – первое, что связано со стилем модерн, – рассказывает художник-реставратор Ольга Сорокина. – Особенно фриз, которым я сейчас занимаюсь. На протяжении всего периметра церкви фриз состоит из символов, в которых зашифрована сама жизнь человека. Он достаточно яркий, чтобы было видно снизу. Идет он от двух полукругов – мужского и женского начала. Через крест идет их соединение в третьем полукруге, откуда растут цветы – три красных (женский символ) и два белых (мужской). В треугольнике, символе триединства, изображен голубь. Дальше мы можем увидеть плоды, райские сады, через крест изображен папоротник – соединение с высшим миром, осознание себя и мира через Бога. Заканчивается человеческая жизнь ландышевой веткой – символом не только веры и надежды, но и похоронным цветком.

Роспись идет уже в районе хоров. Архитектор создал интересную конструкцию стены, плавно перетекающей в потолок. Это поддерживает непрерывную роспись, которая вьется до самого верха. Появляются золотые звезды – и золотое мерцание рождается в выси. Все только слегка покрыто золотом, чтобы усилить эффект мерцания свечей в действующей церкви.

Кисть Ольги Сорокиной бережно воспроизводит на кайме лист папоротника. Это сейчас, когда работа идет к концу, художники пишут уверенно. А началась реставрация с черно-белой исторической фотографии внутреннего убранства церкви размером листа А-4, где фриз был всего в полсантиметра.

– Крайне сложно было распознать, что на нем изображено, – улыбается Ольга. – Мы увеличивали его, как только могли, часами смотрели под сильной лупой и сравнивали один фрагмент с другим! Из крохотного фотоматериала воссоздавали исторический рисунок, 27 сантиметров в натуральную величину. Такая серьезная была работа.

Творческий коллектив в составе художников Марины Сивковой, Галины Зерновой, Евгении Соловьевой, Али Кадыровой и Ольги Сорокиной воссоздает убранство церкви с самого начала работ. Руководит коллективом талантливый и опытный художник-реставратор Ирина Анатольевна Хомченко. Не одно десятилетие благодаря ее рукам возрождается исторический Петербург.

– Эта церковь – совершенно необычная, – говорит она. – На исторических фотографиях мы сначала ничего не поняли, подумали, что кто-то просто плохо рисовал, и стали даже немного "улучшать" рисунок в проекте. А когда вникли в суть, поняли, что это – подлинная история. И мы стали влюбляться в эту работу и в эту церковь. Нашли колер внутреннего убранства – я только сегодня вернула археологические камешки специалистам – совсем небольшие, на ладони помещались, я хранила их все 2 месяца работы, сверяя нашу роспись с оригиналом – они точно той гаммы, которую мы сделали на стенах. Краски словно приглушенные, размытые, ведь это храм, где не должно было быть яркого и кричащего цвета. Сложность этой церкви еще и в том, что убранство почти не повторяется, оно разное, и если делаешь одну ошибку, то она потянет за собой другую, и придется перерисовывать целую стену.

– Росписи на стенах напоминают детство, замечательные русские народные сказки в иллюстрациях художника Билибина…

– Специалисты Комитета по охране памятников действительно посоветовали нам обратиться к творчеству Билибина, это близко к тому, что мы видим на исторических фотографиях. Под потолком расписываем райские деревья. Оконные проемы завершаются "кокошниками" – распалубками, и мы их украшаем. Рисунок, созданный в мастерской, накалываем и переносим на внутреннюю часть храма. Мастера выглядят, как шахтеры – они стучат мешочком с углем по наколотой бумаге, чтобы контур отпечатался на потолке. Это очень тяжелая и ответственная работа.

– Внешне рисунки кажутся очень нежными тонкими, пастельными. Смогут ли они держаться? Как долго росписи будут радовать людей?

– Краски, которыми мы расписываем, можно сказать, вечные – силикатные, минеральные, прошедшие серьезные агрессивные испытания. Даже при последующих закрасках они демонстрируют свою прочность, выдерживают шпаклевки, их можно расчистить. Но главное в этой церкви – подготовка стен. Все делалось известковой штукатуркой и жидким стеклом, грунтовка тоже не синтетическая, а натуральная, "дышащая", как и краски. Такой росписи не страшны перепады температуры, краски держатся очень хорошо. Хочется, чтобы всем понравилась наша работа. Хочется, чтобы люди поняли, что это не просто рисунки, это история. Это главное. А мы, художники, рады, что такая церковь была в нашей жизни, что мы приложили к ее воссозданию свои руки и силы.

Татьяна ГОРШКОВА
Фото Татьяны КУЗНЕЦОВОЙ