Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Тярлево: ингерманландские финны. Лео Суни

2. Лео Суни

Лео Вальтерович Суни, единственный сын Марии Матвеевны Суни-Митрофановой, в девичестве Леппенен, родился в Тярлево 29 октября 1932 г. В то время Тярлево еще оставалось чистой и опрятной финской деревней. Школа, в которой Лео учился в первом классе, находилась на том месте, где сейчас построено здание теперь уже бывшего ПТУ. Буквально перед самой войной, в 1941 г., Лео с матерью переезжает в Петрозаводск к отцу, который был актером Петрозаводского финского театра. Когда началась война, театр был эвакуирован, и семья вместе с ним проделала весь путь по городам и весям. Если бы не война, то Лео непременно стал бы музыкантом уже в четвертом поколении семейства Суни.

Желание учиться музыке и исключительные музыкальные способности были, но при кочевой неустроенности жизни, когда пришлось сменить 9 школ, было не до музыки. И все же у Лео был аккордеон. Из ватмана он вырезал полосу бумаги и нарисовал на ней клавиатуру. Получилось немое фортепиано, на котором Лео тоже упражнялся. Возможность заниматься музыкой появилась после войны, когда семья находилась в Олонце. Там мальчика учил играть на аккордеоне Суло Мяки. Чтобы стать профессиональным музыкантом, нужно учиться с раннего детства, а если время упущено, то учиться, конечно, можно, но уже лишь для себя, для души. Именно для этого Лео посещал занятия в петрозаводском музыкальном училище, не будучи студентом.

Школа позади. Чем заниматься дальше, если не музыкой? Куда пойти учиться? Друг отца Иван Иванович Кайвяряйнен посоветовал поступать в Петрозаводский университет. Сам он был заведующим кафедрой всеобщей истории этого университета, одним из основоположников специализации «История Финляндии». Лео потом продолжит это дело. В результате сейчас существует кафедра истории стран Северной Европы.

Поскольку во время эвакуации в школах преподавали на русском языке, мальчик освоил русский, при этом финский почти забыл, и его пришлось учить заново. Именно поэтому после окончания университета Лео поехал в Ухту, т.к. там в середине 50-х годов говорили на северо-карельском диалекте, схожем с финским. Впоследствии Лео Вальтерович говорил, что язык ему помогал учить Зощенко. Тогда только что появился его перевод повести Майю Лассила «За спичками», и Лео брал оригинал на финском, а рядом с ним клал перевод Зощенко и сверял строку за строкой.

В течение двух лет Лео в аспирантуре Тартуского университета писал кандидатскую диссертацию «Российско-финляндские торговые отношения второй половины XIX века». Дело в том, что в Петрозаводске Лео поступил в заочную аспирантуру. Набрал материал, и для того чтобы закончить диссертацию, попросил перевести его на один год в очную. В Петрозаводске ему отказали, а в Тартуском университете, куда он обратился с этой же просьбой, согласились. И вместо одного года для написания диссертации дали два. Книгу выпустили, предлагали остаться в Тарту работать. Но он вернулся в Петрозаводск, где всю свою жизнь и в академии, и в университете занимался одним делом – историей Финляндии, написал четыре монографии и свыше ста научных статей.

Лео Вальтерович перевел книгу одного из ведущих историков Финляндии Матти Клинге «На чужбине и дома» о вкладе финнов в различные области жизни Российской империи в пору существования великого княжества Финляндского. Переведены были и другие труды – семь монографий известных финских историков.

Был в жизни Лео Вальтеровича и музыкальный период. В конце 50-х, отработав в Ухте (Калевале), вернулся в Петрозаводск, а работы по специальности не было. Устроился аккомпаниатором в культпросветучилище, где Виола Пальми вела занятия. Потом играл в квартете – аккордеон, гитара, кларнет и контрабас. Выступали на разных мероприятиях, на танцах, в парке, на вечерах. Полтора года музыка давала заработок, тем и жил.

В 1961 г. Лео женился на Марине Абрамовне Гуткиной (род. 1935 г.). В Ленинграде она закончила Институт связи им. Бонч-Бруевича. После окончания института читала лекции в Петрозаводском университете по математике. У них есть сын – Алексей Львович Суни. Он закончил аспирантуру в Москве, где и живет в настоящее время. Успешный менеджер, у него есть дочь Лида.
 В начале 1990-х годов открылись архивы, и прежде запретная тема о судьбах ингерманландцев в какой-то мере стала доступной для исследования, говорит Лео Вальтерович. Удалось выявить и ввести в научный оборот немало партийных и иных документов о репрессиях, насильственной коллективизации, общественных настроениях. Лео Вальтерович занимается этой темой и помогает потерпевшим от властей ингерманландцам.

Сейчас Л.В. Суни – доктор исторических наук, профессор Петрозаводского университета, заслуженный деятель науки Карельской АССР, зарубежный член Финского исторического общества и общества Калевалы (Финляндия), кавалер орденов «Рыцарский крест I степени», «Лев Финляндии», а также орденов Дружбы (2006) и Почета (2011). За этим сухим перечнем заслуг – большой труд, талант и любовь к своей многострадальной Родине.

Ольга ГОНЧАРОВА,
секретарь «Общества любителей Павловска»

* Начало в № 24