Как сказал поэт: «И дым Отечества нам сладок и приятен...», но не тот, которым приходится дышать жителям Пушкина в некоторые дни, когда дым и чад от тлеющей свалки, находящейся под боком города на Волхонском шоссе, заволакивает все вокруг, проникая в жилища людей. Канцерогенный дым этот очень вреден. Особенно сильное задымление города было осенью 2011 г. во время большого пожара на той злосчастной свалке. Но и теперь по утрам часто невозможно открыть форточку. Неужели никто из тех, кто должен отвечать за нахождение вблизи города такого экологически «минного» полигона, не удосужился в свое время подумать, чем это чревато?
Город Пушкин – особый, уникальный, это не только дворцы и парки, музеи, центры науки и культуры, он издавна считался климатической, природной здравницей из-за очень благоприятной, чистой воздушной среды. Именно поэтому здесь всегда были и еще остаются санаторные учреждения для легочных больных, в том числе для детей. Детское Село получило такое название после революции отчасти поэтому, став приютом сирот и ослабленных здоровьем детей. И не здесь ли надо озаботиться, прежде всего, сохранением и оздоровлением этой среды, а не окончательным ее уничтожением.
7 апреля 2013 г. в Пушкине состоялся митинг протеста против такого злополучного соседства со свалкой. Число собравшихся не вызывало большого оптимизма, как и то, что там говорилось. Какая-то сотня людей на теперь уже более чем стотысячный город это, конечно, капля в море, хотя, как гласит народная мудрость, и капля камень точит. Способен ли такой «капельный» митинг хоть как-то затронуть неподвижный валун нашей бюрократии, пока судить трудно. Можно, конечно, списать низкую явку на недостаточную осведомленность населения и организационную подготовку митинга, но немало, видимо, тех, кто проигнорировал его в силу неверия в его действенность. А жаль, ведь это касается всех, здоровье нужно и детям, и взрослым, и молодым, и пожилым.
Тем не менее, то, что какой-никакой митинг осуждения бездействия власть имущих состоялся, факт сам по себе позитивный, хотя пока и не слишком обнадеживающий. Были выступления, собирались подписи в адрес всевозможных властных и общественных структур, присутствовали и освещали его разные представители СМИ. Однако принятая на митинге заранее заготовленная резолюция была слишком многословной и не сосредоточенной на главном. Она сформулирована, в общем-то, в стиле тех же бюрократических бумаг, которые обычно никто не читает. Смысл ее озвучила одна из участниц митинга: призыв к пожарным, чтобы они занимались своим делом, т. е. тушили пожар на свалке. А они, оказывается, не слишком к этому расположены. Свалка эта для них своего рода сизифов труд: сколько ни туши, все равно возгорается. Слишком много горючего материала в ней заложено, и чем дальше, тем больше. Свалку действительно надо немедленно закрывать. И решать это надо не в судебном, слишком долгом и волокитном у нас порядке, а на высоком административном уровне. Полномочий у губернаторов города и области для этого вполне достаточно. Суды должны разбираться и привлекать к ответственности лиц, действительно виновных в создавшемся положении. Но одним закрытием свалки дело не может быть ограничено. Ее необходимо не просто уничтожить, а рекультивировать. Для этого она должна быть передана в ответственные, профессиональные, хозяйские руки. Бесхозная свалка была бы еще более опасна для города и окружающей среды, чем сейчас. Вопросы уборки, сортировки, утилизации бытовых отходов давно уже решены в развитых и культурных странах мира. Пока у нас с этим так, как есть, мы никогда не сможем ни материально, ни морально относить к ним свою страну.
Из всего этого, а также из живых наблюдений, почерпнутых на митинге, пожалуй, единственное, что вызывает некоторый оптимизм, так это то, что в экологическое движение у нас в стране все больше вовлекается молодежи. Это было заметно по составу его участников и выступающих. И это отрадно, многим из молодых уже не все равно, в какой среде обитания, в каком обществе им и их детям предстоит жить дальше. Чем больше их станет, чем организованней и сознательней они станут бороться против всего, что нам ныне угрожает в этой жизни, тем шансы выживания, обретения нормальной, достойной, счастливой жизни существенно повысятся.
Эрнст Трускинов, доктор биологических наук, старожил города