Болезнь всегда приходит неожиданно. Она может застать нас или наших близких в любом месте и в любое время суток. Поэтому в таких случаях вся надежда на скорую помощь. И здесь нам важно быть уверенными, что помощь будет оказана вовремя.
Как обстоит дело с оказанием скорой медицинской помощи в Пушкинском районе? С какими проблемами сталкиваются жители и врачи? Об этом мы разговариваем с главным врачом "Станции скорой медицинской помощи № 4" Вячеславом Анатольевичем Целиковым.
– Вячеслав Анатольевич, каковы задачи бригад скорой помощи, которые выезжают на вызовы жителей?
– Главная задача – оказать больному экстренную медицинскую помощь и доставить его в стационарное лечебное учреждение. Но, основываясь на многолетнем опыте работы на станции, могу сказать, что далеко не всегда тем, кто вызывает скорую помощь, она требуется. Так, "03" воспринимают как поликлинику на колесах, где быстро вылечат, забывая, что скорая помощь не занимается лечением, она спасает жизни. Приведу самый распространенный пример: у ребенка повысилась температура до 38,5о, встревоженные мама и бабушка вызывают скорую помощь. Сразу скажу, что к детским вызовам у нас особое отношение. Диспетчер, который принимает вызов, подробно спрашивает, что беспокоит ребенка. Если звонок родителей связан только с повышением температуры, то советует сначала попробовать снизить ее самостоятельно. Родителей могут переключить на дежурного врача, который даст рекомендации. Но зачастую жители требуют приезда "скорой". В итоге вся помощь бригады скорой ограничивается в основном осмотром горла и редко – жаропонижающим уколом или приемом лекарства. Лечение мы не назначаем и поэтому родителям советуем вызвать на дом педиатра. Получается, что из-за таких необоснованных вызовов бригадам не всегда удается приехать вовремя к пациентам, которые в этот момент остро нуждаются в нашей помощи.
– Тогда как определить, в каких случаях вызов скорой помощи необходим и оправдан, а когда лучше действовать иначе?
– Есть понятия "скорая" и "неотложная" помощь. В какой форме требуется оказание медицинской помощи (экстренной или не-
отложной), определяют приказы Министерства здравоохранения (№ 388-н от 20.06.2013 г. и № 543-н от 15.05.2012 г.). Скорую помощь необходимо вызывать, когда есть угроза жизни. В любом случае, когда вы набираете "03", диспетчер вас подробно расспросит о причине вызова. И если вам дают рекомендации и советуют сначала снизить температуру или повышенное артериальное давление самостоятельно, то надо прислушаться к мнению врача, а не паниковать.
– Сколько времени нужно на ожидание бригады скорой помощи?
– Время ожидания зависит от нескольких факторов. В среднем за час в диспетчерскую поступают 20–30 вызовов. Во время эпидемии гриппа, например, их количество возрастает в три раза. Когда вы вызываете "скорую", то должны понимать, что все бригады могут быть в это время на вызовах. В таких случаях диспетчер запишет ваш адрес и сообщит его по рации первой освободившейся бригаде врачей. Если у вас не экстренный вызов, придется подождать, потому что в первую очередь выезжают к тем, чья жизнь находится под угрозой. И к этому нужно относиться с пониманием. Все разговоры с диспетчером, а также переговоры по рации у нас записываются. Также поминутно ведется учет времени: во сколько поступил вызов, относится ли он к экстренному, когда бригада выехала, сколько времени пробыла у пациента и т.д.
– Сколько машин сейчас в распоряжении станции?
– Сейчас у нас 15 машин. 10 из них – новые, остальные нуждаются в замене, но технически исправны и соответствуют всем требованиям.
– Жители иногда жалуются, что на вызов приезжают очень старые машины.
– Все наши авто проходят техническое обслуживание. Это обязательная процедура, ведь требования к машинам скорой помощи – особые. От того, как быстро бригада приедет на вызов, зависит человеческая жизнь. Часто водителю приходится ехать на большой скорости, выполнять сложные маневры. Поэтому машина должна быть полностью исправна. Когда она находится на техническом обслуживании, ее заменяет другое авто из автобазы скорой помощи. Порой это машины неприглядного вида. Поэтому, скорее всего, к горожанам, которые жаловались на старую машину, приезжал именно такой автомобиль. Но жители могут быть уверены: все автомобили, которые их обслуживают, технически исправны.
– А к водителям тоже особые требования?
– Несомненно. Я даже скажу так: жизнь пациента зависит как от навыка врача, так и от правильных действий водителя. Он должен уверенно управлять машиной в различных дорожных условиях, грамотно оценивать дорожную обстановку, быстро ориентироваться на местности и выбирать самый оптимальный маршрут передвижения, а также в случае необходимости самостоятельно провести несложный ремонт автомобиля.
– Как обстоят дела с бригадами, которые ездят к детям?
– Нет понятия "педиатр скорой помощи", есть специальность "врач скорой медицинской помощи" без разделения по возрасту пациентов. На экстренный вызов к ребенку приедет в любом случае квалифицированный врач.
– Что нужно сообщить диспетчеру при вызове "скорой"?
– Нужно сообщить пол и возраст больного, его фамилию, имя и отчество, что и когда случилось, какие симптомы заставили вызвать скорую, что уже было предпринято, точный адрес, номер телефона, с которого звоните. Если у вас не работает домофон – нужно обязательно предупредить об этом диспетчера. А я, в свою очередь, хочу пожелать всем жителям Пушкинского района крепкого здоровья и чтобы у них было как можно меньше серьезных поводов для вызова скорой помощи.
Беседовала Анна СЛОБОЖАН
Вызвать скорую медицинскую помощь можно: по номеру "03" со стационарного городского телефона, начинающегося на 4хххххх; по номеру 451-75-52 с мобильного телефона и со всех остальных стационарных городских телефонов.