17 декабря 2011 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск» открылась новая экспозиция «Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск».
На выставке «Церковное облачение и церковная утварь из фондов ГМЗ «Павловск» представлена лишь малая часть из того убранства, которое находилось в церкви Во Имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, когда дворец являлся резиденцией великих князей. Многие ценности, находившиеся в дворцовой церкви (прежде всего, изделия, содержащие драгоценные металлы и камни), были изъяты в послереволюционные годы и переданы в Гохран (Государственное хранилище ценностей Наркомфина). Большинство священнических облачений, хоругви, пелены, покровы, среди которых были и вышитые императрицей Марией Федоровной, утрачены в период фашистской оккупации. В 1944 году, в ходе освобождения Павловска от захватчиков, церковь была разрушена пожаром, уничтожившим литургические предметы, которые еще могли находиться в ней к тому времени. До наших дней дошли лишь реликвии, эвакуированные наряду с другими экспонатами музея летом 1941 года.
Прежде всего, это замечательные изделия из серебра, изготовленные мастерами Москвы и Санкт-Петербурга во второй половине XVIII века. В декоре окладов церковных книг, дискоса, звездицы, крестов и тарелей применены такие техники, как гравировка, чеканка, золочение и чернение. Некоторые предметы – подсвечник, кадило, ковчег и дарохранильница – изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для данной церкви в мастерской придворного ювелира И. Буха по рисункам выдающегося архитектора М. Ф. Казакова. Примерами мастерства русских вышивальщиц являются стихарь, пелена на аналой и облачение на престол. Выполненные из бархата, они украшены вышивкой вприкреп золоченой серебряной нитью, блестками и аппликацией из цветной фольги. Использование разных приемов вышивки создало богатую фактуру отделки, а красота композиции и тонкая разработка многочисленных деталей узора определили художественную ценность этих предметов. Облачения из темно-красной ткани, символизирующей кровь Спасителя, использовали при богослужении в Великий четверг.
Выставленная впервые за послевоенный период в полном объеме небольшая по объему коллекция культовых предметов из церкви Павловского дворца дает представление о том высоком художественном уровне, которым некогда было отмечено ее убранство.
Анастасия Дружнова, редакция Пушкин.спб.ру