26 июня в павильоне «Зал на острову» в рамках цикла выступлений «Современные пианисты Санкт-Петербурга» дала концерт Яна Васильева. Блестящая пианистка родилась в 1986 году в Ленинграде, заниматься музыкой начала в возрасте четырех лет. С шести лет девочка училась в Детской музыкальной школе № 33 в классе у Светланы Федоровны Измайловой – прекрасного педагога по фортепиано. В 2001 году Яна Васильева стала стипендиатом фонда «SOS Talents» Мишеля Сони, в фестивалях которого с тех пор принимала постоянное участие. В 2003 году она поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в класс фортепиано выдающегося преподавателя профессора Александра Михайловича Сандлера.
Несмотря на достаточно юный возраст, Яна – лауреат международных юношеских конкурсов. В 2005 году пианистка была удостоена I премии на Международном конкурсе пианистов «Boesendorfer» в Софии (Болгария). В 2006 году стала победительницей первого Всероссийского конкурса студентов музыкальных вузов «Путь к мастерству», учрежденного РАМ им. Гнесиных в Москве. В 2007 году участвовала в конкурсе им. Клары Хаскил в Веве (Швейцария), где выступила в финале, а затем получила I премию и ряд специальных призов за интерпретации сочинений Баха, Моцарта и Шуберта на конкурсе в Бремене (Германия). В октябре 2008 года Яна Васильева удостоилась специального приза на международном конкурсе в Женеве (Швейцария).
В настоящее время Яна Васильева уже успешно окончила консерваторию и выступает с концертами в лучших залах Петербурга, городах России, а также за рубежом – в США, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Финляндии и других странах. Ее игра удивительным образом сочетает в себе бриллиантовую, по-моцартовски изысканную виртуозность и глубокое философское осмысление содержания музыкальных произведений.
Для своего выступления в «Зале на острову» Яна выбрала сочинения Бетховена, Шумана и Прокофьева. Особенность этой ее программы в том, что композиторы написали исполненные произведения в чрезвычайно юном возрасте. Им всем было немножко за 20 – столько же, сколько и Яне.
Открывала концерт трехчастная соната Людвига ван Бетховена № 10 Соль мажор, сочиненная еще в XVIII веке, в 1798 году. Вся она наполнена каким-то удивительным светом и легкостью. Потом Яна исполнила сочинение XIX века – сюиту «Бабочки», написанную Робертом Шуманом в 1831 году. Композитору тогда исполнился 21 год. Это цикл из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Произведение создано по мотивам произведений немецкого писателя-сентименталиста Жана Поля (настоящее имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер). В заключение Яна сыграла сонату № 2 Ре минор в четырех частях, которая была создана Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1912 году. Впервые она была исполнена в Москве 5 февраля 1914 года, незадолго до начала Первой Мировой войны. На премьере композитор выступил еще и в качестве исполнителя – как известно, Прокофьев был превосходным пианистом. Он посвятил эту сонату своему другу и однокурснику по Санкт-Петербургской консерватории Максимилиану Шмитгофу, который покончил жизнь самоубийством в 1913 году.
После каждого выполненного пункта программы выступление Яны Васильевой срывало оглушительные аплодисменты. Финальные овации не смолкали так долго, что пианистке пришлось несколько раз выходить на поклон и сыграть незапланированное произведение Франца Шуберта под названием «Третья песня Эллен», которое часто неточно называют «Ave Maria Шуберта». На этом концерт все-таки закончился, хотя зрители явно не хотели отпускать Яну со сцены, а предпочли бы видеть ее за роялем еще в течение как минимум часа.
Тарас Ясинко, редакция Pushkin.ru