13 августа в павильоне Зал на острову уже во второй раз в этом сезоне звучала камерная вокальная лирика Петра Ильича Чайковского.
Первый концерт, целиком посвящённый романсам этого композитора, состоялся этим летом – 2 июля. И вот почти месяц спустя на том же месте и в то же время зрителей снова ждала встреча с прекрасным миром вокальной лирики Чайковского. Правда, на этот раз в качестве проводников по этой удивительной стране выступили другие исполнители.
Исполнители
В концерте участвовали народный артист России Валерий Матвеев (тенор) и лауреат международных конкурсов Александр Трофимов (тенор). Оба певца – ведущие артисты Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии, хорошо знакомые зрителям по опереттам Иоганна Штрауса и Жака Оффенбаха, Франца Легара и Имре Кальмана, Александра Колкера и Сергея Баневича. Музыканты выступили в новом и необычном для них амплуа камерного исполнителя, и это, несомненно, вызвало дополнительный интерес к концерту, так как зрительный зал был заполнен до отказа – организаторам пришлось даже принести дополнительные стулья. Партию фортепиано исполняла лауреат и дипломант международных конкурсов, замечательная петербургская пианистка, большая энтузиастка в музыке Алла Шмелёва.
Программа концерта
Концерт открыл Валерий Матвеев. Он исполнил три романса: «Я тебе ничего не скажу», «За окном в тени мелькает» и «Средь шумного бала…», слова – Афанасия Фета, Якова Полонского и Алексея Толстого соответственно.
После этого на сцену вышел Александр Трофимов. В его исполнении прозвучал цикл из шести романсов на слова Даниила Ратгауза. Юный поэт, будучи 24-летним студентом, послал в августе 1892-го свои стихи Чайковскому. Композитор за последний год жизни создал из них шесть романсов («Мы сидели с тобой у заснувшей реки», «Меркнет слабый свет свечи», «В эту лунную ночь», «Закатилось солнце», «Средь мрачных дней» и «Снова, как прежде, один») и ободрил их автора письмами с признанием «истинного таланта». Осенью 1893 года Чайковский умер, а эти романсы навсегда остались его лебединой песнью.
Далее по программе снова выступал Валерий Матвеев и снова с тремя романсами. Сначала он спел «Погоди», автор слов Николай Греков, потом «Страшная минута» на слова самого Петра Ильича Чайковского, скрывшего своё имя под инициалами N.N. и, наконец, «Забыть так скоро» – стихи Алексея Апухтина.
Затем заслуженного артиста России на сцене вновь сменил Александр Трофимов, который тоже исполнил три романса: «Ни слова, о друг мой» на слова Алексея Плещеева, «Ночи безумные» – автор слов Алексей Апухтин и «Хотел бы в единое слово» – на стихи Генриха Гейне (перевод Льва Мея).
Закрывали концерт два фрагмента из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» (либретто – Модест Ильич Чайковский). Арию Германа из первого действия «Прости, небесное созданье» исполнил Валерий Матвеев. А в исполнении Александра Трофимова прозвучала ария Германа из третьего действия – «Что наша жизнь? Игра!».
Трудности и помехи
В наше нелегкое время в течение одного вечера погрузиться в мир вокальной лирики Чайковского бывает не так-то просто, прежде всего потому, что мастера искусств почти не предоставляют нам такой возможности. У кого-то нет времени, а у кого-то – и стимула, так как много на этом не заработаешь, а труда нужно вложить «немерено». Музыка непростая – и вокально, и интерпретационно. К тому же её нужно очень любить. Мир романсов Чайковского бесконечно прекрасен, ведь композитор создавал их не на заказ, а по велению души и сердца, поэтому в каждом произведении ощущается удивительный дар композитора проникать во внутренний мир душевных переживаний своих героев и героинь. И, как видно, круг поэтов, к которым он обращался, достаточно широк.
Правда, наслаждаться прекрасными голосами, музыкой и словами очень мешали опаздывающие зрители. В связи с этим хочется обратиться к посетителям следующих концертов с убедительной просьбой не опаздывать и приходить заблаговременно – последний паром отправляется в Зал на острову в 16.50 со стороны памятника «Девушка с кувшином».
Тарас Ясинко, редакция Пушкин.спб.ру