Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Выставка «Новые поступления из фондов графики и живописи»

17 декабря 2011 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск» открылась выставка «Новые поступления из фондов графики и живописи».

Самая главная новость – возвращение в музей предметов из исторического собрания. За последние годы музею «Павловск» посчастливилось вернуть две картины, одна из них «Смерть Леонардо да Винчи» А. Кауфман уже заняла свое место в Картинной галерее дворца, другая – «Объездка лошадей» Я. П. ван Бредаля – приобретена в 2010 году, ее жители Пушкинского района могут наблюдать на выставке.

Однако возвращение предметов исторического собрания – случай уникальный. Другим методом восстановления состава коллекции является поиск и приобретение предметов, аналогичных утраченным. Наиболее эффективно его применение в отношении тиражированных видов искусства, например таких, как печатная графика. Собрание эстампов Павловского дворца понесло значительные потери во время распродаж 1920-30 гг. На основании изучения сохранившихся документов – составленных в XIX веке каталогов коллекции эстампов, описей графики, украшавшей интерьеры дворца, а также актов выдач в «Антиквариат» и Государственный музейный фонд – графическая коллекция Павловска может быть восстановлена практически полностью.

new-postupleniya

Демонстрируемые на выставке эстампы объединяет имя Анжелики Кауфман – необычайно популярной во второй половине XVIII века художницы. Современники высоко ценили её эрудицию и разностороннюю образованность, называя ее «самой культурной женщиной в Европе» и восхищались ее талантом, «живостью» и «вкусом» настолько, что вторую половину века часто называют эпохой «анжеликомании».

Увлечение её творчеством не обошло стороной и владельцев Павловска. Во время своего европейского турне 1781-1782 гг. под именем графа и графини Северных они посетили мастерскую художницы в Венеции и заказали три полотна: «Отравленная» и «Исцеленная Элеонора», а также «Смерть Леонардо да Винчи». Эти картины сегодня можно увидеть в Картинной галерее дворца. Монохромные гравюры по ее оригиналам хранились в библиотеке, а отличающиеся особой декоративностью цветные отпечатки служили украшением дворцовых интерьеров.

Княгиня Мария Федоровна, одним из увлечений которой было рисование, часто копировала композиции А. Кауфман на молочном стекле. Созданные ею рисунки «Артемизия» и «Суд Париса» по сей день украшают стены Общего кабинета. Некоторые композиции были использованы как декоративные вставки для столиков и каминных экранов.

На выставке представлены гравюры, созданные самой А. Кауфман в 1760-80-е гг.: «Портрет И. Винкельмана», «Ринальдо и Армида» и «Урания», а также эстампы, исполненные по её оригиналам лучшими мастерами, среди которых «гравер короля», член Королевской Академии художеств, прославленный Ф. Бартолоцци; его ученик гравер и издатель У. Рейланд и русский художник Г. И. Скородумов. В 1773 году Г. И. Скородумов был отправлен в Англию для «достижения совершенства в художествах». Пройдя обучение в мастерской Ф. Бартолоцци, он в совершенстве овладел мастерством техники пунктира. Г. И. Скородумов оставался в Англии до 1782 года, был чрезвычайно востребован и первым среди русских граверов снискал европейскую известность.

Анастасия Дружнова, редакция Пушкин.спб.ру