24 апреля после реставрации вернутся на свое историческое место — в ниши на фасадах Агатовых комнат павильона «Холодная баня» — 8 скульптур. Они выполнены из пудостского известняка в 1785–1787 годах в мастерской знаменитого скульптора Жана-Доминика Рашетта. Реставрацию проводили специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Установка скульптур начнется в 12.00.
На фасадах представлены аллегорические божества. Две фигуры со стороны Екатерининского дворца олицетворяют реки — Неву и Волхов. На северо-восточном фасаде со стороны Екатерининского парка четыре фигуры — Девушка с сосудом для воды, Юноша с сосудом для воды, Наяда (аллегория Невы), Эолид (аллегория речного божества). На юго-восточном фасаде со стороны Фрейлинского садика — аллегории Изобилия и Благоденствия.
Скульптура не реставрировалась с 1950-х годов, поэтому находилась в неудовлетворительном состоянии. Ее поверхность закрывала многослойная известковая окраска, а сам красочный слой — неравномерные загрязнения. Также имелись многочисленные сколы различной величины, царапины, трещины.
Работы начались осенью 2013 года. После первого этапа (демонтажа и расчистки) Реставрационный совет принял решение о принципах и методах реставрации: совершать минимальные вмешательства, сохранить фактуру камня и воссоздать только фрагменты, которые влияют на целостность композиции.
На основании имеющейся иконографии мастера восполнили утраченные фрагменты. При необходимости выполнили замену деталей, с помощью камнезаменителя ликвидировали сколы, выбоины и мелкие утраты. По возможности сохранили открытую поверхность натурального камня, выполнили его консервацию и защитили поверхность: камень обработали водоотталкивающими составами, которые предохраняют от воздействия агрессивной внешней среды.
Жан-Доминик (Яков Иванович) Рашетт — русский скульптор французского происхождения. Он выполнил 55 лепных медальонов-горельефов для скульптурного убранства Агатовых комнат и каменные статуи для украшения фасадов здания. Это богатейшее художественное наследие Рашетта, за небольшим исключением, сохранилось до наших дней.
С 1784 года он трудился над этим сложным объектом. В 1785 году с ним был заключен договор на изготовление двенадцати статуй из пудостского камня для установки в нишах фасада. Спустя три года Чарльз Камерон сообщал, что из этих статуй на место установлены только восемь, а вместо остальных четырех высочайше было повелено «употребить мраморные и бронзовые фигуры».
Напомним, что Агатовые комнаты открылись после масштабной реставрации осенью 2013 года. Это апартаменты императрицы Екатерины II, созданные придворным архитектором Чарльзом Камероном и сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире.
Материал предоставлен ГМЗ «Царское Село»