Подобного рода спектакли ставятся в Северной столице не часто. Драматурга Брайана Фрила петербуржцы-театралы знают, наверное, по спектаклю в Малом драматическом театре Европы «Молли Суини» в постановке Льва Додина. Но режиссер Григорий Дитятковский не только поставил отличный спектакль по малоизвестному тексту, но и сам отлично сыграл в нем одну из главных ролей.
А героев в сюжете всего три. И они, постоянно заменяя друг друга на сцене, читают серию монологов, активно общаясь со зрителем, обращаясь к нему и задавая вопросы. А рассказывают все трое одну и ту же историю о том, как по просторам Англии и Шотландии в старом фургончике вместе со своим антрепренером Тэдди (Сергей Дрейден) и женой Грэйс (Дарина Дружина) колесит великий маг и лицедей Фрэнк Харди (сам Дитятковский). Он одной только силой мысли и прикосновением лечит больных и страдающих людей. Зритель так и не узнает до конца, имеет ли этот человек настоящий дар или это обман, но этого и не понимают и его напарники, хотя верят и служат ему много лет.
Каждый герой читает по очереди свой монолог, а во время кульминации – фотовспышка с характерным звуком-щелчком. Так продолжается на протяжении всего спектакля (который идет 2 часа без антракта). Причем внимательный зритель обязательно обратит внимание на то, что одни и те же факты подаются героями совершенно по-разному, меняют подробности и окраску. Но то, что остается одинаковым у всех, – это история о том, как двадцать лет совместного пути бок о бок с Харди для каждого из героев стали самыми главными годами жизни. В этот отрезок времени они были счастливы, страдали, Тэдди все ждал чуда прибыли. Грэйс, которую Харди выкрал из благопристойной семьи, зачала и родила мертвого ребенка...
Что касается оформления и декораций – здесь все просто и намеренно ненарядно, чтобы зрители могли сосредоточиться на игре актеров и глубине текстов. Черное зеркало сцены, два ряда стульев из какого-то актового зала или церквушки, о которых говорится в истории, и несколько портретов великих артистов всех времен и народов, которых приводит в пример Тэдди.
Балетмейстер Сергей Грицай придумал самый трагический момент истории Грэйс обозначить исполнением ирландского танца с нервным стуком каблуками об пол.
В итоге у режиссера получилась очень интересная, но и весьма трагичная история о судьбе трех совершенно разных людей, рассказывающих всяк по-своему всем об одном и том же, но каждый – о своем. И не переживать за них, не внимать каждому их слову – невозможно.
Анастасия Дружнова, редакция Пушкин.спб.ру