В апреле 2015 года в музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулась карета XVIII века – один из экипажей императрицы Екатерины II. Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Поэтому карете пришлось совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно. Этот экспонат, прежде хранившийся в музейных фондах, посетители увидят впервые.
На реставрацию кареты Министерство культуры РФ выделило 18 млн рублей.
Четырехместный экипаж, изготовленный в Лондоне (дерево, металл, бронза, кожа, бархат, канаус; золочение; 5,15 х 2,10 м) – свидетель пышных церемоний российского Императорского двора. За последние сто лет карета пережила много перемещений и не всегда хранилась в идеальных условиях. Утратив свой блеск и часть деталей отделки, покрытый слоем пыли, этот предмет даже в таком состоянии выделялся среди других карет музейного фонда качеством, гармоничностью и изяществом исполнения. Поэтому было принято решение реставрировать в первую очередь именно его.
В коллекцию ГМЗ «Царское Село» карета поступила из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. В его описях карета числилась как экипаж французской работы, приобретенный в 1809-м для императора Александра I. Однако конструкция и декор экипажа больше соответствуют каретам 1760-1780 годов, а при более тщательном осмотре на задних рессорах экипажа обнаружилось клеймо «London».
В «Книге парадных экипажей» за 1821 год указывается, что до 1809 года карета находилась у великого князя Константина Павловича. В описи конюшенного имущества Константина Павловича данная карета именуется «Юсуповской», с пометкой, что в 1796 году она была принята из 1-й части Придворно-Конюшенной конторы (городовые императорские экипажи) в 4-ю часть (конюшенное имущество внуков императрицы), а ранее, в 1783 году, была приобретена у князя Николая Борисовича Юсупова. Эти данные подтверждает рисунок, сохранившийся в фонде Русского музея: на нем изображена данная карета с пометкой «Юсуповская в 4-й части».
Если удастся обнаружить более ранние описи придворных экипажей, то это, возможно, прольет свет на то, использовалась ли карета ранее князем Юсуповым или же он играл роль посредника в приобретении этого экипажа для личного пользования Екатерины II.
Князь Юсупов известен как агент Екатерины II, которому императрица доверяла приобретение произведений искусств за границей. Он побывал в Лондоне в 1774 году, страстно полюбил искусство этой страны. Там же он мог ознакомиться с Лондонской школой каретного дела – в тот период законодательницей художественных вкусов в этой области.
– К сожалению, нам не известно имя мастера, изготовившего этот экипаж. Кроме клейма «London» на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как сообщили британские коллеги, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли во время бомбежки Лондона во время Второй мировой войны, – говорит хранитель фонда карет ГМЗ «Царское Село» Ирина Бредихина.
Таким образом, время изготовления экипажа может быть приближено к 1774 году (дата первого визита Н.Б. Юсупова в Лондон) и ограничено 1783 годом, когда карета была занесена в списки Придворно-конюшенной конторы.
Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского Императорского двора. В учетных книгах того времени не ставились отметки о церемониях, в которых принимал участие тот или иной экипаж, зато сохранились записи о датах и характере ремонтов кареты перед торжественными событиями. Так, «поновление» происходило в 1796 году (под руководством известного каретного мастера Иоганна Букендаля). В 1797-м была заменена внутренняя обивка экипажа. В 1801 году карету ремонтировал мастер Христиан Тацки, а в 1826-м ею занимались мастера Придворно-конюшенного ведомства.
– Можно сделать выводы, что в 1796 году экипаж подготавливался к свадьбе великого князя Константина Павловича, отмечавшейся с большой пышностью, и, вероятно, был тем самым парадным свадебным экипажем, который провез молодоженов от Зимнего к Мраморному дворцу, – объясняет Ирина Бредихина.
Следующие даты ремонтов соответствуют датам торжеств по случаю коронования императоров Павла I, Александра I и Николая I. Возможно, об экипаже не случайно вспомнили и в 1809 году – именно тогда состоялась свадьба сестры императора – великой княжны Екатерины Павловны с герцогом Ольденбургским.
Как в общей форме, так и в деталях отделки царскосельская карета – аналог кареты-берлины (изготовлена в Париже в 1763 году; ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля), которая была любимым экипажем Екатерины II. Царскосельская карета, выдержанная в излюбленном императрицей стиле «классицизм», благодаря своей легкости и изяществу могла быть уместна не только во время коронационных торжеств, но и во время празднеств императорской семьи: крестин, обручения и свадьбы великих князей и княжон и других торжественных событий Двора.
Реставрация кареты длилась полтора года.
– Эта работа была для нас необыкновенно интересна. Каждая сохранившаяся карета этого времени – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, в создании которого участвовали мастера разных направлений. Поэтому для реставрации кареты необходимо было собрать коллектив специалистов, которые смогли бы проникнуть в секреты мастерства создателей кареты и разработать методики восстановления и сохранения разнообразных материалов, из которых она была изготовлена. Кроме того, в сложной работе по реставрации такого памятника необходимо было тесное взаимодействие с сотрудниками музея, помощь которых для нас неоценима, – говорит генеральный директор ЗАО «Феномен», художник-реставратор высшей категории Наталья Синицына.
СПРАВКА
24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков музей представляет на выставке «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни. Всего коллекция карет ГМЗ «Царское Село» включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея. Большая часть коллекции – это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства.
Реставрационно-исследовательское объединение «Феномен» объединяет художников- реставраторов разных специализаций из ведущих музеев Москвы для работы над большими реставрационными проектами. Квалифицированные специалисты – художники-реставраторы фирмы «Феномен» обладают талантом возвращать к жизни предметы живописи и декоративно-прикладного искусства. Компания работает с музеями и галереями Москвы, Петербурга, Новосибирска, Калининграда Орла.