Почерк – танец рук. Или ума
Все мы знаем, что школа – это самая замечательная пора в жизни каждого человека. Наше детство начинается у школьной доски. Выводя аккуратно белым мелом буквы, мы стараемся донести до класса всю красоту письма. Ведь мы не раз слышали от учителей, что не только внешний вид – лицо учащегося, но и его тетради. Мы не раз сталкивались с проблемой неразборчивого почерка, читая работы своих одноклассников и друзей. Говорят, для девочки красивый почерк – это естественно, а вот с мальчиками надо потрудиться. С этой целью 4 декабря на базе ГБОУ лицея № 408 прошел районный семинар «Развитие графомоторных навыков у учащихся начальной школы, как профилактика дисграфии».
Уникальность этого семинара состоит в том, что, помимо педагогов, на нем присутствовали родители учеников и будущих первоклассников, желающие решить проблемы чистописания своих детей. Мероприятие было подготовлено педагогами начальной школы лицея № 408 совместно с учителем-логопедом Лихаревой Вероникой Дмитриевной.
- Вероника Дмитриевна, расскажите, как возникла идея создания и чем занимается «Родительский клуб», ведь это новый проект работы в лицее № 408?
- На самом деле, для нашего лицея работа с родителями не в новинку. У нас несколько лет успешно функционирует «Совет отцов». В результате многочисленных индивидуальных бесед с родителями была определена потребность в тематических родительских собраниях, на которых будут освещаться наиболее актуальные и часто задаваемые вопросы развития и обучения детей младшего школьного и преддошкольного возраста.
«Родительский клуб» задуман для координации усилий родителей, педагогов и различных специалистов в деле гармоничного развития подрастающего поколения. Предполагается, что в клубе будут родители вне зависимости от успеваемости их ребенка, объединенные желанием создать для своих детей лучшие условия для всестороннего развития личности и наиболее эффективного преодоления встречающихся трудностей в учебе и межличностном общении.
- Всем известно, что для становления красивого почерка необходимы труд, старание и прописи, которые есть у каждого первоклассника. Так в чем же все-таки актуальность данной темы?
- Проблема почерка существует даже при наличии великого разнообразия прописей, об этом знают учителя. А родителям хочется видеть в тетрадях своего ребенка ровные строчки красивых букв и при выполнении дома письменных упражнений не тратить бессмысленно время, да и нервы на переписывание. Мы в доступной форме рассказали о том, какая связь имеется между развитием рук и речью, а также нервной системы в целом. Некоторые родители с удивлением узнали, что для улучшения почерка не обязательна многочасовая работа в прописях. Были показаны в идеофрагменты занятий со специальными упражнениями, влияющими на почерк, и проведен мастер-класс по ним. Наш педагог начальных классов Ольга Юрьевна Никишова рассказала родителям будущих первоклассников о том, как подготовить дошкольника к успешному овладению письмом в школе. Таким образом, гости семинара вынесли для себя не только много новой, я бы даже сказала, неожиданной информации, но и практический опыт, который, мы надеемся, будет применяться.
- Как мы уже сказали, девочки пишут красивее и аккуратнее, нежели мальчики. Как Вы считаете, это правда или все же стереотип? И оказывает ли влияние на почерк ребенка возраст?
- На красивый почерк влияет множество факторов: мотивация, эмоциональное состояние, здоровье, развитые мышцы руки и пальцев, удобная ручка и рабочее место. Мальчик или девочка – не влияет на качество почерка, возможности изначально у всех примерно одинаковые. Удивительно, но факт – мальчики пишут весьма неплохо и могут в этом плане конкурировать со своими одноклассницами. Это я могу объяснить тем, что мальчиков чаще, чем девочек, отдают в спортивные секции. На занятиях любым видом спорта или танцами развиваются ловкость, сила, точность движений, выносливость к нагрузкам и самоконтроль, происходит общее укрепление организма и нервной системы в частности. Это как раз то, что нужно для красивого почерка! А девочки могут противопоставить этому природную усидчивость, стремление к красоте и расположенность к прикладному творчеству. На уроках педагоги уделяют внимание развитию мелкой моторики, но этого не достаточно. На логопедических занятиях дети работают с разными тренажерами для развития тех мышц, которые по всем параметрам развивают детскую руку, мышцы и связки.
- Вы сказали о тренажёрах для развития мышц руки. Это какие-то специальные приспособления для улучшения почерка?
Это абсолютно доступные вещи: массажер для ладоней, кистевой эспандер, гироскопический тренажер, «волчок». Также не стоит забывать о таких спортивных снарядах, развивающих общую ловкость и координацию, как скакалка, велосипед и мяч. Многие дети с проблемным почерком с трудом осваивают велосипед, плохо прыгают через скакалку и испытывают затруднения при игре в мяч. Надо больше двигаться, играть в подвижные игры на улице, а дома лепить, плести, штриховать... В рамках семинара проводился мастер-класс, на котором родители и педагоги на собственном опыте попробовали все этапы коррекции почерка – от подготовительных упражнений и работы с тренажерами до непосредственного письма с использованием особых письменных принадлежностей. На видеозаписях наши гости увидели, как эта работа реализуется на занятиях.
- На семинаре Вы представляли свою авторскую разработку, особую тетрадь. Расскажите об этом подробнее.
- Да, только это обычная, чистая тетрадь. Необычная в ней разлиновка – частая косая линия. Она очень близка к той разлиновке, по которой учились писать наши бабушки. В канцелярских магазинах сейчас можно найти тетради с похожей на прежнюю частую разлиновку, но писать в них оказывается неудобно – буквы нужно выводить слишком широко. Это связано с тем, что раньше писали пером, соблюдая нажим, соответственно, буквы получались хоть и изящные, но гораздо шире современных. Современные требования к школьному шрифту изменились, как и средства для письма. На смену перу пришла шариковая ручка. Поэтому я адаптировала прежнюю разлиновку к современным требованиям, оставив вспомогательные линии. Тетради с такой разлиновкой еще называют «тетради в ячейку». «Ячейка» образуется верхними, нижними и косыми линиями, рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими ещё неокрепшую руку ребенка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Работа в такой тетради автоматически снимает проблему неправильного наклона и ширины букв, так называемые «запрограммированные ошибки». Родители и приглашенные педагоги попробовали сами написать несколько букв и слов в этих тетрадях.
Наш педагог, учитель начальных классов Нелли Анатольевна Силаева, поделилась своим опытом работы в этих тетрадях. Она рассказала о трудностях и об успехах, представила работы детей своего класса, отражающих динамику формирования почерка с 1-го по 3-й класс. В 1-м и 2-м классе дети писали в наших тетрадях со специальной разлиновкой. Сейчас они уже в 3-м классе и пишут в обычных тетрадях. Очень интересный опыт! Я, как школьный логопед, занимаюсь коррекцией и тоже представила результаты работы своих учеников. Презентуя этот материал, мы рассчитывали на интерес педагогов, но в то же время получили живой отклик от родителей.
- Как будет развиваться «Родительский клуб»?
- Благодаря ответам родителей на вопросы анкет мы определили актуальные вопросы для будущих тематических родительских собраний: «Здоровье сберегающие технологии в школе и дома», «Чтение – увлечение или наказание? Если ребенок не любит читать – «почему?» и «что делать?», «Мозг школьника – как ему помочь, не навредив. Немного нейропсихологии и физиологии в школьной успешности», «Игры – учеба без учебников. Образовательные, развивающие, полезные и интересные игры».
Мы приглашаем на наши мероприятия интересующихся родителей, которым важна и нужна информация от специалистов о развитии школьников в физическом, психологическом и интеллектуальном плане, о причинах возникновения и способах преодоления трудностей в учебе, о том, как организовать эффективную и грамотную помощь ребенку дома для успешного обучения и развития личности в целом. Мы готовы повторить семинар по почерку для тех педагогов и родителей, кому интересна эта тема, но по каким-то причинам не побывавших у нас 4 декабря.
Хочу отдельно сказать добрые слова о педагогическом коллективе начальной школы, поблагодарить директора ГБОУ лицея № 408 Кураченкову Изабеллу Ханоновну за поддержку наших начинаний. Пробовать что-то новое всегда непросто, но творческая атмосфера и абсолютная взаимная поддержка делают успешным решение самых сложных задач.
Материал предоставлен Балицкой Марией