Коллекция ГМЗ «Царское Село» пополнилась первоклассным образцом анималистической живописи. На аукционе музей приобрел картину художника Якоба Филиппа Хаккерта «Кинг Чарльз спаниель на фоне пейзажа» (1788, масло, холст; 45×58,5 см). Это четвертое полотно знаменитого немецкого пейзажиста XVIII века в царскосельской коллекции и очередной выразительный предмет, связанный с бытовой жизнью императорского двора.
Анималистические портреты — особая страница в истории собрания живописи музея, это высокохудожественное произведение станет ее украшением.
— От портрета Хаккерта исходит невероятное тепло, в нем присутствует некая аура. Он написан с любовью, в нем детально продумана композиция. Автор тонко и точно передал индивидуальность породы, особенно присущее этим собачкам качество, за которое их на протяжении нескольких веков буквально носили на руках — сопереживание. Их безумно любили пожилые люди и те, кто был тяжело болен. До последних минут жизни императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, рядом с ней была такая собачка. Вообще в ту пору не было, пожалуй, ни одного модного художника, который не писал бы эту породу, — говорит главный хранитель ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская.
Исследователи творчества Хаккерта полагают, что собачка на портрете могла принадлежать неаполитанскому королю. Спаниель породы King Charles был фаворитом среди классических комнатных собачек, которые наряду с фарфором, бронзой, живописью, шпалерами, мебелью подтверждали высокий статус их владельца. На многих акварелях из коллекции ГМЗ «Царское Село» изображены эти собачки, сидящие на коврах, диванах, под креслами, на руках у детей (работы Луиджи Премацци, Эдварда Гау). Интересна сцена на акварели Гау (около 1850 г.), в которой императорская чета представлена как частные лица в Зеркальном кабинете Царскосельского дворца и две собачки этой породы — императора Александра II и императрицы Марии Александровны — сидят рядом с ними.
Подчиняясь общепринятому в Европе этикету, иностранные государи дарили друг другу щенков этой породы. Не миновала такая мода и русский двор (начиная с эпохи Николая I). Поэтому желание запечатлеть рядом с собой любимое животное было естественным и служило дополнительным «согревающим» штрихом к характеристике императорской семьи. С XVIII века в культуре екатерининского времени большое значение отводилось животным (в частности, изображению собак), которые были важным элементом в жизни придворной элиты.
Портрет кисти Хаккерта, купленный на аукционе, находился в частной коллекции. Научные сотрудники музея займутся исследованием его «биографии». Полотно будет представлено в экспозиции Екатерининского дворца. Его предполагается также экспонировать на выставках, связанных с историей формирования светского пространства в интерьерах резиденции.
Якоб Филипп Хаккерт (1737 — 1807) родился в семье художника и рисовал с детства. Окончил Берлинскую академию художеств. Много путешествовал, лучшие годы жизни провел в Риме и запечатлел в своем творчестве самые красивые памятники Италии. Популярности Хаккерта способствовала его дружба с Гете, который написал о нем первую книгу и считал Хаккерта одним из выдающихся художников своей эпохи. Одной из первых «открыла» художника Екатерина II, заказав ему серию батальных картин, посвященных разгрому турецкого флота в Эгейском море во время Русско-турецкой кампании 1768—1774 гг. Эта работа принесла живописцу европейскую известность. Связь Хаккерта с русским двором не прерывалась до конца его живописца. Сам Хаккерт очень любил собак, они всегда сопровождали его в путешествиях.
Материал предоставлен Ириной Начаровой, начальником отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»