14 июня в павильоне «Верхняя ванна», который находится в Екатерининском парке Государственного музея-заповедника «Царское Село», открылась выставка под названием «Удивительный мир бисквита». Однако попробовать сладости не удастся: ни одного съедобного экспоната на выставке не представлено. А все потому, что речь идет совсем о другом виде бисквита. В переводе с французского языка «бисквит» означает «сухарь», а в переводе с языка декоративно-прикладного искусства – неглазурованный фарфор.
Бисквит любим скульпторами и художниками разных направлений: матовая фактура этого материала придает арт-объектам особую декоративность. На выставке в павильоне «Верхняя ванна» представлены как реплики шедевров старины, так и современные авторские работы, выполненные мастерами Императорского фарфорового завода.
Законодательницей моды на бисквитные изделия стала Севрская мануфактура во Франции, где этот материал впервые был использован при изготовлении скульптуры. Легкоплавкость глазури мягкого фарфора лишала севрскую пластику выразительности – глазурованные фигуры оплывали после обжига, поэтому от этой практики решили отказаться. Несовершенство технологии обратилось открытием: в 1749 году были созданы первые совершенные по моделировке бисквитные фигуры, изготовленные французскими мастерами.
Из Севра мода на бисквит распространилась по Европе. На Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге рецептуру бисквита в 1760-х годах разработал мастер Андрей Черный. Благодаря своим внешним характеристикам поверхность бисквитных изделий напоминала мрамор античных статуй, что обусловило популярность пластики из бисквита во второй половине XVIII века, ведь именно античность являлась главным ориентиром господствовавшего тогда стиля классицизма.
Сегодня мастерам прославленного отечественного производства бисквит позволяет создавать реалистичную пластику с великолепной моделировкой форм, нежные букеты цветов с причудливыми изгибами лепестков и тончайшими прожилками листвы и загадочные росписи на поверхности блюд и пластов.
На выставке можно увидеть произведения Анатолия Данилова, который работает в русле реализма, расширяя тематику фарфоровой скульптуры современными сюжетами и героями. Птицы и звери в исполнении анималистов Галины Белаш и Марины Никольской выглядят, как живые, а в руках виртуозных мастеров лепки Любови Цветковой и Анны Лебедевой «распускаются» фарфоровые цветы.
Заслуженный художник России Инна Олевская, возрождая старинные традиции, использует в своих работах тонированную бисквитную массу. Особое внимание стоит обратить на ее композицию «Царская невеста», которая расположилась в центральном зале павильона. Инна Олевская не боится трудностей общения с материалом: размышления, жизненные впечатления автора воплощаются в удивительных архитектурно-пространственных композициях, отличающихся не свойственной фарфору монументальностью.
Еще одна традиционная для авторского фарфора техника – роспись по бисквиту на декоративных блюдах и пластах – представлена на выставке в исполнении Заслуженного художника России Нелли Петровой. Вместо глазурования расписанная поверхность бисквита полируется, что придает произведению дополнительную выразительность и декоративность.
Бисквитная пластика и росписи по бисквиту, представленные в выставочных помещениях павильона «Верхняя ванна», объединили традиции и новаторство в жизни и истории этого материала, которым художники и скульпторы Императорского фарфорового завода владеют в совершенстве.
Выставка продлится до 25 сентября
Часы работы – с 10:00 до 17:00
Выходные дни – четверг, пятница
Цена входного билета – 50 рублей
Тарас Ясинко, редакция Pushkin.ru