Коллекция состоит из 48 цветных автохромов 1917 года, изображающих виды Александровского и Екатерининского дворцов, приобретена она в 2012 году на аукционе в Париже с помощью Майкла Пайлза, члена Клуба друзей музея. Приобретенные автохромы были выполнены в июне-июле 1917 года в Екатерининском дворце и в августе-сентябре – в Александровском, то есть буквально сразу после того, как семья последнего русского императора была увезена из их последнего дома. До сего времени в распоряжении музейных работников были только 42 пластинки с цветными изображениями интерьеров залов Екатерининского и Александровского дворцов, поступивших в собрание музея в 1950 – 1960 годах.
Автохромы изобрели братья Люмьер. По сути, они являются цветным изображением на стекле, которое получено путём совмещения красного, синего и зелёного растров. Эти фотоизображения стали необычайно популярными в начале XX века.Наибольшую ценность для реставраторов, историков и музейщиков представляют изображения Александровского дворца. Здесь можно увидеть Кленовый кабинет-гостиную, украшенный живыми цветами. Уникально изображение Палисандровой приёмной с вазой, в которую императрицей Александрой Фёдоровной была поставлена живая гортензия, игральная комната цесаревича Алексея, а также виды других дворцовых интерьеров.
Новое поступление окажет неоценимую услугу реставраторам, которые смогут ознакомиться с меблировкой и обустройством императорских залов незадолго до конца правления последнего российского императора. В частности, реставраторы уже заявили о том, что тронный зал Романовых будет восстановлен в точном соответствии с изображениями на автохромах. Начавшаяся реставрация Александровского дворца даёт реставраторам неоценимую возможность благодаря уникальным обретённым изображениям изучить отделку интерьеров в мельчайших подробностях.
История возникновения первых цветных фотоизображений дворцовых интерьеров такова. После февральской революции 1917 года Царскосельскую художественно-историческую комиссию, созданную Временным правительством для приёмки и охраны имущества расформированного Дворцового управления, возглавил Григорий Лукомский, архитектор и историк искусств. По его инициативе с целью лучшей каталогизации предметов обстановки дворцов, имеющих непреложное художественное значение, был приглашен профессиональный военный фотограф Андрей Зеест. Он и выполнил 140 автохромов с изображениями дворцовых залов, в которых, как и просил Г. Лукомский, был «закреплён для потомства и науки порядок и вид расстановки мебели ко времени конца Российской монархии».
В 1918 году Г. Лукомский вынужден был эмигрировать, увезя с собой за границу большую часть бесценных пластин. Специалисты полагают, что нынешнее парижское приобретение как раз и является частью уникального собрания автохромов, вывезенных Лукомским.
На том же парижском аукционе в 2012 году при поддержке Михаила Карисалова, давнего большого друга музея, были приобретены и другие бесценные для музейщиков артефакты. Ими стали бронзовая фигурка Гусара, любимого пуделя последнего русского императора Николая I, фотография, выполненная в 1916 году, изображающая вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну, с её автографом.
Уникальна иллюминированная гравюра с видом на Неву и Петропавловскую крепость, выполненная в середине XVIII века, представляют интерес и детские книги, которые читали дети Романовых, иллюстрированные замечательным художником начала века Иваном Билибиным.Среди новых поступлений музея – комплект из 11 почтовых конвертов различной формы с монограммами Марии Фёдоровны. Ещё одним аукционным лотом, приобретенным для Царскосельского музея-заповедника, является лаковая шкатулка с живописным изображением сцены угощения в крестьянской избе. Поскольку на ней отсутствует клеймо изготовителя, невозможно точно определить изготовителя лаковой миниатюры, но, сопоставляя стилистические особенности росписи с другими народными промыслами, занимавшихся художественными лаками, можно предположить, что она принадлежит к изделиям, выпускавшимся на фабрике Вишняковых в конце XIX века.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру