16 числа, в субботу, в Павловске состоялся «Апрельский вечер юмора». Драматическую труппу Юрия Томошевского принял небольшой, но уютный концертно-выставочный зал Павловского дворца.
Не больше тридцати человек сидело в зале. Но актер на то и актер, чтобы играть, выкладываясь на полную, даже перед такой небольшой аудиторией.
Показавшись из-за ширмы, Юрий Валентинович представил труппу: «Пять лет мы уже существуем. Поставили «Грозу», «Вишневый сад», «Мертвые души»… На небольших площадках у нас чаще всего проходят поэтические вечера».
Но сегодня – юмор. А это значит – Аверченко, С. Черный, Агнивцев, Зощенко, Тэффи и, конечно же, Хармс. Потрясающий юмор. Но публика не хохочет – лишь улыбки, и даже когда очень смешно, люди стараются не захохотать и тем самым не прервать актера. Чего стоит только монолог об А. С. Пушкине одного из актеров труппы: «...с одной стороны – личная жизнь, квартира в семь комнат, экипаж, с другой стороны – сам царь Николай Палкин, придворная жизнь, лицей, Дантес и так далее» (отрывок из произведения Зощенко). Дантес и так далее? Это произвело впечатление.
В завершение вечера Юрий Томошевский продекламировал стихотворение Бродского «Ах, улыбнись».
Он и прокомментировал выступление: «В зале очень понравилось. Но если бы организаторы предложили в шесть часов начать – приехало бы больше актеров, а так – у кого спектакли, у кого репетиции. Акустика очень хорошая, и здесь надо играть поэзию, когда к каждому номеру написана музыка, тогда смысл будет в фортепиано, в скрипке. А вот со светом – не очень. Хотя мы привыкли в любой обстановке работать. Бывало даже, что свет выключался и мы играли в темном помещении полтора часа».
Неожиданно к Юрию Валентиновичу подошел зритель: «У меня стрижка другая, Вы меня, наверное, и не узнали». – «Но по улыбке-то можно!»
На вопрос о том, приедет ли труппа в Пушкин, последовал ответ: «Там мы еще не были! Если пригласят».
редакция Пушкин.спб.ру