Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Уголовно-исполнительной системе – 135 лет / Выполнение закона, профессионализм, порядочность

Исполнилось 135 лет со времени образования уголовно-исполнительной системы России. Об этом наша беседа с начальником Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников ФСИН РФ Сергеем Владимировичем Назаровым.

Справка: Сергей Владимирович Назаров – кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы, стаж работы в правоохранительных органах 27 лет, прошел путь от инспектора отдела безопасности до руководителя образовательного учреждения.

– Что такое уголовно-исполнительная система сегодня?

– Пенитенциарная система России – это многогранная, сложная и в то же время самодостаточная структура, взаимодействующая со всеми государственными органами и службами, большинством общественных движений и организаций. По состоянию на 1 февраля 2014 г. в учреждениях УИС (следственных изоляторах, тюрьмах, колониях, поселениях) содержалось 674,1 тыс. человек. Кроме того, 452,7 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, состояли на учете в 2460 уголовно-исполнительных инспекциях. Штатная численность персонала УИС составляет 307,1 тыс. человек. Но уголовно-исполнительная система – это еще и больницы, здравпункты, медицинские части, предприятия, учебные пункты, школы, ПТУ, вузы, НИИ, в которых лечатся, учатся, трудятся осужденные. В масштабах страны вряд ли найдется субъект РФ, свободный от вопросов, касающихся службы исполнения наказания. 

– Почему именно 12 марта отмечается день рождения УИС?

– Хотя официально точкой отсчета государственной системы исполнения наказания в России считается 12 марта 1879 г. (27 февраля по старому стилю) – дата, когда император Александр II издал Указ об организации Главного тюремного управления, положившего начало созданию единой пенитенциарной системы государства, ее зарождение и формирование начинались задолго до этого числа.

Тюремное заключение как средство наказания применяли давно. Уже со времени образования городов-государств упоминается заточение в каменный мешок. Этот вид наказания использовали во времена Ивана Грозного и в годы правления Петра I. В 1778 г. при Екатерине II было издано первое "Положение о тюрьмах", в 1845 г. – принято "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В свете этих законодательных инициатив возникла необходимость создания большего числа тюремных заведений. В 1895 г. Главное тюремное управление было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 г. Последние преобразования уголовно-исполнительной системы России завершились в начале 2005 г., когда была образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России.

Несмотря на то что ведомство за прошедшие годы входило в состав различных министерств, это никак не повлияло на важность и значимость работы. Пенитенциарная система всегда выполняла функцию защиты прав и свобод граждан и осуществляла исполнение уголовных наказаний.

– Что можно сказать о тех изменениях, которые произошли в пенитенциарной системе страны за последнее десятилетие?

– Сегодня поставлена задача сформировать систему исполнения наказаний, соответствующую международным нормам, способствующую возвращению осужденных в общество социально полезными гражданами и в то же время надежно изолирующую общество от опасных преступников. Без сомнения, перемены, произошедшие за последние годы в уголовно-исполнительной системе, значимы и заметны. Все мероприятия проводятся в рамках реализации Концепции развития УИС до 2020 года. Это не только совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, его гуманизация, но и строительство новых исправительных учреждений, их техническое оснащение, улучшение бытовых условий в местах лишения свободы. Наша работа стала более прозрачной и понятной для общества.

– В этом году ваше учебное заведение отмечает свое 20-летие. Какие мероприятия запланированы в связи с этим?

– История образования института начинается 15 июня 1994 г., когда был создан Межрегиональный учебный центр службы по исправительным делам и социальной реабилитации ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все мероприятия планируется провести 17–18 июня. Это будет международная научно-практическая конференция на тему "Дополнительное профессиональное образование: состояние, проблемы, перспективы", в работе которой примут участие помимо представителей образовательных организаций правоохранительных органов России, вузов Санкт-Петербурга сотрудники пенитенциарных ведомств США, Германии, Финляндии, Латвии. Во второй день планируется проведение торжественного собрания и концерта.

– Как, на ваш взгляд, общество воспринимает реалии процесса исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы?

– Три года назад проводился эксперимент с целью получить ответ на этот и другие вопросы. Выяснилось, что о работе учреждений и органов, исполняющих наказания, большинство опрошенных (62% респондентов студенческой выборки и 78% – других категорий населения) имеют весьма поверхностное представление. Реальность исправления осужденных воспринимается населением весьма скептически: верит в это меньше четверти опрошенных, сомневается примерно половина, а считает вовсе нереальным – более пятой части. Кроме того, 59% студентов и 44% представителей других категорий населения полагают, что после отбытия наказания в виде лишения свободы освобожденные из ИУ вернутся к преступной деятельности. Я думаю, что за три прошедших года мнение населения изменилось, но не сильно. Это в большей степени зависит не от ФСИН, а от социальных условий, в которые возвращается человек из мест "не столь отдаленных". Ждет ли его кто-то там? Над этим всему обществу стоит подумать и совместно с нами поработать.

– Какова сегодня оперативная обстановка в местах лишения свободы? 

– Ни для кого не секрет, что в последние годы криминологическая характеристика лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях и тюрьмах, а также содержащихся в следственных изоляторах, значительно ухудшилась: почти половина из них совершили умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, четвертая часть осуждена по три и более раз. Увеличивается процент лиц, приговоренных к большим срокам лишения свободы. Психические заболевания и асоциальное поведение осужденных приводят зачастую к противодействию законным требованиям администрации. В настоящее время оперативная обстановка в учреждениях уголовно-исполнительной системы весьма непростая, но контролируемая. Трудности существуют, но мы с ними справляемся.

– Не секрет, что уголовный мир устанавливает свои порядки и заставляет жить по ним даже случайно попавших за решетку людей. Как оградить от этого осужденных, попавших в "казенный дом", скажем, за бытовые преступления или ДТП?

– Тюремная субкультура складывалась веками. Она, конечно, менялась так же, как и общество. Мир вокруг не стоит на месте. Но во все времена те, кто считает преступность своим ремеслом, пытались насаждать эту субкультуру. С другой стороны, я должен сказать, что никакой романтики и благородства в среде преступников нет. Не стоит идеализировать осужденных лишь на основе фольклора и душещипательных баек, надо видеть беды и горе, которое они причинили своими действиями. В их сообществе существуют жесточайшая иерархия и жесточайшая борьба за место под солнцем. Задайте себе вопрос: хочу ли я, чтобы большинство таких людей оказалось на свободе?

Чтобы оградить лиц, впервые попавших в места лишения свободы, от влияния криминала, в соответствии с законом предусмотрено раздельное содержание заключенных. В законе есть несколько категорий лиц, которых надо держать отдельно. Начиная со следственного изолятора предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних, женщин, а также тех, кто впервые попал в места лишения свободы. 

– Нередко представители общественных организаций критикуют систему исполнения наказаний. В чем вы с ними согласны, а в чем нет?

– Любая критика в адрес системы исполнения уголовных наказаний нужна и полезна. Она помогает разбираться в существующих проблемах, в частности, касающихся соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях. С другой стороны, после необоснованной критики становится очевиден ее заказной характер. Поэтому нужно очень внимательно разбираться по каждому факту, ставшему предметом пристального внимания общественности. Осужденные время от времени жалуются на условия содержания в колониях, могут жаловаться на питание, на низкую оплату труда, где-то не хотят работать, где-то – соблюдать режим. Такие проблемы чаще возникают в колониях общего режима и, как правило, поднимают их лица, оказавшиеся в местах лишения свободы впервые, многие из них не принимают тюремных правил.

ФСИН – это не закрытая, а очень даже открытая служба, работа которой нередко политически ангажируется. Сотрудники, которые работают в исправительных учреждениях, подвергаются провокациям, порой под предлогом заботы об осужденных так называемые "правозащитные" организации и объединения пытаются дестабилизировать деятельность исправительных учреждений, подталкивают содержащихся в них лиц на неповиновение законным требованиям администрации. В результате на разъяснительную, воспитательную работу отвлекается большое количество людей, дополнительных сил и средств.

– Какие наиболее важные задачи, стоящие перед УИС, вы бы выделили?

– Обеспечение безопасности исправительных учреждений является приоритетной задачей Федеральной службы исполнения наказаний. И здесь необходима профилактика происшествий криминогенного характера, возникающих в исправительных учреждениях.

Немаловажной представляется качественная подготовка сотрудников, способных пресечь противоправные действия осужденных, выработка у них умений и навыков адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации, в том числе при проявлении агрессии и провокационных действий со стороны осужденных, при безусловном, конечно, соблюдении норм закона. Необходимо подготовить сотрудников с правовой точки зрения, чтобы они не боялись действовать жестко, когда имеют на это право.

Приоритетной задачей остается и внедрение инновационных технологий. Это совершенствование систем видеонаблюдения, внедрение систем контроля управления доступом, которые применяются для осуществления пропускного режима на всех объектах исправительного учреждения. В зависимости от типа такие системы могут распознавать личность по отпечатку пальца, сетчатке глаза, по карте или чипу с электронным кодом.

И это только часть тех задач, которые ФСИН России приходится решать для обеспечения безопасности исправительных учреждений. Но самое главное – организация службы личного состава, выполнение им каждодневных нелегких задач по поддержанию правопорядка в исправительных учреждениях. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что эти задачи решаются.

– В вашем учебном заведении наверняка применяется особая методика подготовки специалистов?

– Действительно, образовательное учреждение готовит сотрудников по различным программам и методикам. Если на курсах первоначальной подготовки изучаются основы правовых знаний (норм законов, ведомственных приказов и инструкций), основные приемы владения оружием, боевые приемы самбо, использование специальных средств, то по программам повышения квалификации офицерского состава углубленно рассматриваются вопросы, связанные с противодействием терроризму и наркомании, с приемами психологической и воспитательной работы с осужденными, с обеспечением безопасности персонала и лиц, находящихся на территории исправительных учреждений, преподается множество других специальных дисциплин.

Наш институт располагает прекрасной базой. Разработаны специальные программы для подготовки специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, безопасности, социальной и воспитательной работы, охраны и конвоирования. Занятия проводятся как в аудиториях, так и на естественных полигонах.

В институте стало доброй традицией проведение обучающих семинаров со священнослужителями Русской православной церкви. Замечу, что среди верующих осужденных почти в два раза меньше злостных нарушителей режима.

– Как, на ваш взгляд: не отпугнут ли молодого сотрудника УИС реалии жизни, с которыми он столкнется?

– Надеюсь, что нет. Если у сотрудника есть внутренняя убежденность в правоте своих действий, в необходимости помощи людям, попавшим в беду, и если общество и государство будет создавать необходимые благоприятные условия для такой работы, то надеюсь, что в уголовно-исполнительной системе будут служить лучшие. В частности, директором ФСИН и руководством ведомства предпринимаются конкретные шаги, направленные на социальную защищенность сотрудников. А главное требование к ним – это выполнение закона, профессионализм и порядочность. Абсолютное большинство офицеров пенитенциарной службы всегда отличалось высоким представлением о долге и справедливости, неуклонным желанием честно служить своему Отечеству и народу.

– Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Пользуясь случаем, я хочу пожелать всем работникам уголовно-исполнительной системы, всем тем, кто честно и добросовестно служит своему Отечеству, крепкого здоровья, благополучия, твердости духа, дальнейших успехов и удачи и поблагодарить их родных и близких за поддержку и помощь в нелегкой службе.

Беседовал Игорь ПЕТРОВ