В Розовом павильоне Павловского парка состоялась встреча с народным артистом России и Украины, лауреатом Государственной премии кинорежиссером Владимиром Бортко.
Розовый павильон был заполнен до отказа. Встреча продолжалась полтора часа и могла бы продлиться дольше, но Владимир Владимирович, заканчивая ее, шутливо сослался на свой возраст. Его отец, театральный режиссер, и мама, актриса, познакомились в госпитале. От этого союза в 1946 г. в Москве родился он. Совсем маленьким вместе с родителями переехал в Киев. Но вскоре семья распалась. Впоследствии мама вышла замуж за писателя и драматурга Александра Корнейчука. В Киеве Владимир окончил Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого. Женился. После окончания института пришел на киностудию имени А. Довженко. Там ему предложили снять фильм на производственную тему – о строительстве канала. Молодой режиссер с этой задачей справился, и фильм даже получил премию. Опробовав свои силы и поняв, что в Киеве ему не удастся реализовать задуманное, он в 28 лет перебрался в Ленинград. Ленинград и "Ленфильм" его приняли, и уже 40 лет режиссер считает себя петербуржцем, здесь им сняты нашумевшие фильмы: "Собачье сердце", "Блондинка за углом", "Единожды солгав", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба", cерии телевизионных проектов: "Бандитский Петербург", "Улицы разбитых фонарей" и другие.
Любителей кино интересовали самые разные стороны режиссерского ремесла.
– Как происходит отбор актеров на роль? Как вам работается со знаменитыми актерами? Вы – режиссер-деспот?
– В кинопроизводстве есть такая профессия – ассистенты по актерам. Режиссер определяет, какой тип актера нужен на ту или иную роль, ассистенты подбирают и приглашают на кинопробы актеров, но последнее слово за режиссером. Порою кажется, что если какого-то актера не утвердили на роль, то он плохой, но это совсем не так. Например, многие известные и талантливые актеры пробовались на роль профессора Преображенского для кинофильма "Собачье сердце", но выбор пал на Евгения Евстигнеева из-за полного совпадения с описанием у Булгакова рук профессора, когда пальцы при операции превращались в тонкий инструмент.
Самой большой проблемой был поиск актера на роль Шарикова. Мне положили на стол 14 фотографий. Приехал на пробы и мой друг – Николай Караченцов. Тогда он был полон сил и сыграл сцену неплохо… Но создавалось впечатление, что он притворяется, переигрывает. В конце концов я выбрал Владимира Толоконникова, актера, который ни разу не снимался в кино. Когда я увидел, как он пьет воду – с шумом, кадык ходит, в конце хищно рыкнул, – все сомнения отпали. Я устоял и перед худсоветом, где меня отговаривали от работы с никому не известным актером. Фильм получился во многом благодаря и Толоконникову тоже. А насчет деспота вы спрашивали? Конечно, я таковым являюсь, так как я отвечаю перед зрителями за результат своего труда, и приходится иногда быть жестким. Однажды в конце труднейшей смены Евстигнеев позволил себе "расслабиться", а мне пришло в голову снять его крупный план, и я, заметив это, устроил скандал! А кем я был в 1988 году? Никому не известным молодым режиссером. Евстигнеев же был в кино мировой величиной: "Раз так, я вообще сниматься не буду!" Но, поняв мою правоту, успокоился и после этого всегда интересовался, будут ли крупные планы или нет. Легче работать с актерами-личностями, и чем актер умнее, опытнее, тем он легче понимает режиссерский замысел и не спорит по мелочам.
– Трудно ли было выбрать актрису на роль Настасьи Филипповны в "Идиоте"?
– Да, очень. Образ Настасьи Филипповны – очень сложный. Она чувствует себя падшей женщиной, на самом деле не являясь ею, но при этом хочет, чтобы ее жалели. Представляете, какой ад в своей душе она несет. Пробовались многие. И этот образ, я считаю, смогла воплотить Лидия Вележева, артистка Вахтанговского театра. Это наилучший вариант, поверьте мне.
– Когда мы увидим вашу последнюю работу "Душа шпиона"?
– К сожалению, пока не знаю. Может быть, нескоро. Этот фильм был снят по повести бывшего разведчика Михаила Любимова "И ад следовал за ним…". С согласия Любимова действие из конца 1980-х годов я перенес в наше время. Главный герой, шпион, – его играет Андрей Чернышов – разрушает стереотипный образ разведчика, и мы намеренно пошли на это. Да, это не Штирлиц и не Вайс. Фильм снимался в Марокко, Швейцарии, Франции. Восемь месяцев напряженной работы. В нем сыграли Федор Бондарчук, американский актер Малкольм Макдауэлл. Очень хотелось бы увидеть фильм на экране и по телевидению. Но пока он лежит на полке.
– Сейчас с подмостков, с экранов можно услышать мат, увидеть неприглядные сцены. Как вы к этому относитесь? Может, стоит ввести цензуру?
– Вы, наверное, все видели "Гусарскую балладу". Там Кутузов говорит, что мы французов – "их мордой и в …говно". И это звучит нормально. Я против того, чтобы в искусстве что-то запрещать, поэтому против введения цензуры. Другое дело, что в каждом художнике, творце должны быть внутренние запреты. Надо четко осознавать: вот это можно, а это нельзя. Вот эта постельная сцена мне нужна для раскрытия характера героя. Тогда это допустимо. Я, скорей, за ограничение показа по возрасту, особенно по отношению к детской аудитории.
– Ваше мнение о художественных советах, которые были в СССР?
– Вы знаете, помимо того, что художественные советы что-то запрещали, они состояли из больших профессионалов. Они советовали, учили. И зачастую это шло на пользу картине. Почему вы смотрите и пересматриваете советские фильмы? В том числе и потому, что они сработаны в высшей степени профессионально. Нет халтуры, безвкусицы. Этим грешит многое, созданное уже в наше время. У кого есть деньги, тот и ваяет – кто во что горазд.
– Расскажите, что сейчас происходит с "Ленфильмом"? Ведь это один из значимых брендов нашего города.
– С "Ленфильмом" происходит большая беда. Дошло до того, что я один остался из кинорежиссеров на нашей студии.
– А Сокуров?
– Он давно снимает за границей. Да, какие-то деньги "Ленфильму" выделил президент Путин. Но их хватит на то, чтобы подкрасить, сделать какой-то ремонт. А современной аппаратуры – нет. "Ленфильм" – это огромная территория в центре Санкт-Петербурга, которая не дает спать спокойно нынешним капиталистам. Зачем им нужен "Ленфильм"? По их мнению, лучше все сравнять и построить на этом месте бизнес-центры и тому подобное. Как в нынешних условиях можно работать, если для создания самого бюджетного фильма нужно 2 миллиона долларов? Откуда взять такие деньги?
– Но Голливуд же находит деньги на блокбастеры?
– Да, это целая индустрия. В Америке понимают значение кино. Оно формирует мировоззрение будущего поколения, поэтому они не жалеют на это денег. Там сильная школа сценаристов, фильмы сработаны со спецэффектами. Блокбастеры, экшены, фэнтэзи. "Аватар" обошелся в безумные деньги. А кто у нас сейчас ходит в кино? Поднимите, пожалуйста, руки, кто был на этой неделе в кино? Три человека. Сейчас вся аудитория переместилась на телевидение. А в кино ходит молодежь, и она хочет видеть американскую продукцию, наша ей неинтересна. В прошлом году прокат в кинотеатрах России составил 1 млрд. 200 млн. долларов. Но эти деньги, в основном, пошли в Америку, на развитие их кинематографа. Надо учесть, что эти средства не облагаются налогом. То есть из года в год мы исправно кормим Голливуд. А теперь вопрос: какое поколение можно вырастить на голливудских фильмах? В то же время моя лента "Тарас Бульба" окупилась с лихвой. За первые полгода ее посмотрело около 5 миллионов человек. Да, там много резни, баталий, которые любит молодежь. Но в то же время картина насквозь патриотична. Она, надеюсь, заставляет думать. Странное дело, но все, что сейчас происходит на Украине, гениальный писатель Гоголь уже описал в своей повести.
– Расскажите, когда вы решили экранизировать "Идиота"? Долго ли вы об этом думали?
– Ну, можно сделать умное лицо и сказать, что об этом я думал всю свою жизнь… Но все было не так. Как-то я ехал на машине, вдруг звонок от Тодоровского-младшего, он в то время заведовал репертуаром на телевидении: "Что вы бы хотели снять? Есть деньги…" И я лихорадочно думаю, что это единственный шанс на экранизацию. Надо срочно назвать что-то значимое и то, что он, наверняка, знает. И я отвечаю: "Идиота" Достоевского. Тодоровский: "Хорошо, ставим в план". Идея ему понравилась. Да, вроде бы все получилось спонтанно. Но вся моя предыдущая жизнь, можно сказать, готовила меня к тому, чтобы экранизировать такое серьезное произведение. И надеюсь, что я оправдал ожидания зрителей. В этом большая заслуга не моя и не Евгения Миронова, а великого сценариста – Достоевского.
– И вопрос, которым обычно заканчивают журналисты пресс-конференции: "Какие у вас планы на будущее?"
– Вы знаете, я уже человек немолодой. Раньше, когда я работал над картиной "Собачье сердце", был готов сутками пропадать на съемочной площадке. У меня еще хватало сил после съемок заходить в Дом кино и просиживать там часами с друзьями. Сейчас все иначе. Восемь часов на площадке даются уже с трудом. Но я бы хотел, очень хотел, снять фильм о Сталине. У меня есть что сказать об этом человеке. Вы помните знаменитые кадры парада Победы, когда наши воины бросают фашистские знамена. Камера наверх не поднимается. И становится непонятным – куда они их бросают. Так вот, победители в войне бросают знамена поверженного врага к ногам Сталина, который стоит на трибуне Мавзолея, – генералиссимуса, под началом которого мы выиграли войну.
В конце вечера директор ГМЗ Вера Дементьева преподнесла мэтру цветы, попросив сказать несколько слов женщинам, пришедшим на встречу в канун Международного женского дня.
– "Россия" – слово недаром женского рода. Вся страна держится на плечах женщин или на усилиях мужчин, которые делаю все возможное для этих женщин. Вы все счастливые люди, так как живете рядом с одним из самых красивейших мест России – Павловским парком. Я здесь снимал эпизоды двух своих фильмов. Даст Бог, сниму здесь и еще что-нибудь.
Подготовила Марина ОРЛОВА
Фото Татьяны НИКИТИНОЙ